Главное меню:
Рабочая программа учебной дисциплины
Информатика
Специальность 09.02.07 Информационные системы и программирование
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» разработана по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Информатика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-
Организация -
Разработчик:
Савченко Марина Васильевна, преподаватель информатики высшей квалификационной категории ГБПОУ «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина»
Рассмотрена, утверждена и рекомендована к применению предметно-
Протокол № __ от «__» ____________ 20__г.
Рассмотрена, утверждена и рекомендована к применению на заседании методического совета ГБПОУ «Суражский педагогический колледж им.А.С. Пушкина»
Протокол № 1 от «__» _________ 201_ г.
Содержание
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины
3. Условия реализации программы дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Общеобразовательная учебная дисциплина «Информатика» является учебным предметом обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС СОО.
Учебная дисциплина является общей профильной учебной дисциплиной.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код |
Умения |
Знания |
ОК 1. |
Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном |
Актуальный профессиональный и |
ОК 1. |
Определять задачи поиска информации. Определять необходимые источники информации. Планировать процесс поиска. Структурировать получаемую информацию. Выделять наиболее значимое в перечне информации. результатов поиска. Оформлять результаты поиска. |
Номенклатура информационных информации. Формат оформления результатов |
ОК 4. |
Организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. |
Психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности. |
ОК 5. |
Грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе. |
Особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. |
ОК 9. |
Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение. |
Современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. |
ОК 10. |
Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы. |
Правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности. |
ПК 4.2 |
Измерять и анализировать эксплуатационные характеристики качества программного обеспечения. |
Основные методы и средства эффективного анализа функционирования программного обеспечения. |
ПК 5.2 |
Осуществлять математическую и информационную постановку задач по обработке информации. |
Основные платформы для создания, исполнения и управления информационной системой. |
ПК 6.4 |
Применять документацию систем качества. |
Характеристики и атрибуты качества ИС. |
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
осознание своего места в информационном обществе;
готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-
умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-
готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-
метапредметных:
умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-
использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
умение использовать средства информационно-
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
сформированность представлений о компьютерно-
владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
Количество часов на освоение программы дисциплины:
-
-
-
1.3.3. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения |
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение |
Ознакомление с ролью информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО. |
Информационная деятельность человека |
|
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. |
Изучение основных этапов развития информационного общества. Этапов развития технических средств и информационных ресурсов. |
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. |
Рассмотрение правовых норм, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. |
Информация и информационные процессы |
|
Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. |
Ознакомление с примерами измерения информации. Изучение информационных объектов различных видов, универсальности дискретного (цифрового) представления информации. |
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. |
Ознакомление с основными информационными процессами и их реализацией с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. |
Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. |
Изучение принципов обработки информации при помощи компьютера. Знакомство с арифметическими и логическими основами работы компьютера. Описание алгоритмов. |
Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. |
Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. |
Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально- |
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально- |
Средства информационных и коммуникационных технологий |
|
Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. |
Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. Изучение комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности. |
Объединение компьютеров в локальную сеть. |
Ознакомление с объединением компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. |
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. |
Применение программ защиты информации. |
Технологии создания и преобразования информационных объектов |
|
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. |
Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий). Понятие Гипертекстовое представление информации. |
Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. |
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий. Использование средств графического представления статистических данных (деловая графика). Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики. |
Представление об организации баз данных и системах управления ими. |
Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, |
Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах. |
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами |
Телекоммуникационные технологии |
|
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет- |
Ознакомление с понятием - |
Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. |
Описание и характеристика поисковых систем. |
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. |
Описание и характеристика модема. |
Методы и средства создания и сопровождения сайта. |
Описание и характеристика методов и средств создания и сопровождения новостной ленты, сайта электронного журнала или интернет - |
Возможности сетевого программного обеспечения для организации личной и коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет- |
Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети |
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
-
-
-
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
1. Занятия во взаимодействии с преподавателем |
100 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
0 |
практические занятия |
32 |
контрольные работы |
0 |
курсовая работа (проект) |
0 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
|
2. Самостоятельная работа |
0 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета Операционных систем и сред.
Оборудование учебных и рабочих мест кабинета: компьютеры, локальная сеть, выход в глобальную сеть, комплект учебно-
Технические средства обучения: экран ScreenMedia 183X244;персональные компьютеры AMDAthlon(tm) 64x2 Dual.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: компьютеры AMDAthlon(tm) 64x2 Dual.
Программное обеспечение: Microsoft WindowsXP Professional. Операционная оболочка TotalCommander 7.0. MSWord.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-
Основные источники (печатные издания):
2. Великович Л. С., Цветкова М. С. Программирование для начинающих: учеб. издание. -
3. Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А. Залогова -
4. Логинов М.Д., Логинова Т.А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. -
5. Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. М. С. Цветковой. -
6. Мельников В. П., Клейменов С. А., Петраков А. В. Информационная безопасность: учеб. пособие / под ред. С. А. Клейменова. -
7. Назаров С. В., Широков А. И. Современные операционные системы: учеб. пособие. -
8. Новожилов Е. О., Новожилов О. П. Компьютерные сети: учебник. -
Дополнительные источники
1.Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. -
2. Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. -
3. Цветкова М. С., Хлобыстова И. Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно -
4. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: электронный учеб. -
Интернет -
1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-
2. www.school-
3. www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-
4. www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).
5. http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
6.www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
7. www.ict.edu.ru (портал «Информационно-
8. www.digital-
9. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
Темы проектов
Создание базы данных библиотеки.
Создание базы данных классификатора.
Простейшая информационно-
Сортировка массива.
Рост и вес среднестатистического учащегося.
Тест по предметам.
Статистика труда.
Графическое представление процесса.
Профилактика ПК.
Инструкция по технике безопасности и санитарным нормам.
АРМ специалиста.
Прайс-
Оргтехника и профессия.
Мой «рабочий стол» на компьютере.
Электронная библиотека.
Лаборант ПК, работа с программным обеспечением.
Реферат.
Электронная тетрадь.
Журнальная статья.
Вернисаж работ на компьютере.
Электронная доска объявлений.
Ярмарка профессий.
Композитор.
Звуковая запись.
Музыкальная открытка.
Диаграмма информационных составляющих.
Плакат-
«Эскиз и чертеж» (САПР).
Обработка результатов эксперимента.
Статистический отчет.
Расчет заработной платы.
Бухгалтерские программы.
Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж.
Урок в дистанционном обучении.
Дистанционный тест, экзамен.
Резюме «Ищу работу».
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, подготовки сообщений.
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Формы и методы |
Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; |
Отлично» - |
Оценивание преподавателем отчета по практической работе. |
Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах; |
Оценивание преподавателем отчета по практической работе. |
|
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; |
Оценивание преподавателем отчета по практической работе. |
|
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; |
Оценивание преподавателем отчета по практической работе. |
|
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; |
Оценивание преподавателем отчета по практической работе. |
|
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы; |
Оценивание преподавателем отчета по практической работе. |
|
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя; |
Оценивание преподавателем отчета по практической работе. |
|
Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики; |
Оценивание преподавателем отчета по практической работе. |
|
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации. |
Оценивание преподавателем отчета по практической работе. |
|
Знания |
||
Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; |
Тестирование, экзамен. |
|
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; |
Тестирование, экзамен. |
|
Назначение и функции операционных систем. |
Тестирование, экзамен. |