Лекция 1 - ЭУМК по Информатике - UNREGISTERED VERSION

Перейти к контенту

Главное меню:

Лекция 1

Раздел 2. Информация и информационные процессы > Тема 2.5. Поиск информации с использованием компьютера

Лекция 1.
Поиск информации с использованием компьютера.
Программные поисковые сервисы.

Парадокс интернета:
вероятность существования нужной информации возрастает, а возможность ее нахождения уменьшается;
гипертекстовая природа WWW обеспечивает нахождение любой информации в процессе целенаправленного продвижения по ссылкам;
период удвоения числа документов в интернете
не более 3 8 месяцев, и найти нужное в этом пространстве, продвигаясь просто от ссылки к ссылке, практически невозможно.
Информационный поиск
действия, методы и процедуры, позволяющие осуществлять отбор определенной информации из массива данных.
Пользователь информации
субъект информационных отношений, получающий, распространяющий и (или) предоставляющий информацию, реализующий право на пользование ею.
Потребитель (пользователь) информации
субъект, обращающийся кинформационной системе или к посреднику за получением необходимой емуинформации и пользующийся ею.
Поиск информации
одна из самых востребованных на практике задач, которую приходится решать любому пользователю интернета.
Способы поиска:
с помощью адреса Web-страницы;
с помощью поиска по гиперсвязям;
с помощью поисковых программ.
Типы поиска в интернете:
поиск «бытовой», «любительской» информации (это могут быть сведения о погоде, расписания движения самолетов, сведения о результатах спортивных состязаний, текущие политические новости и многое другое);
профессионально-ориентированный или широкий информационный поиск;
поиск справочной информации;
поиск текущей профессиональной информации;
поиск мест хранения информации;
поиск ресурса по неполным данным о нем.
Методы поиска в интернете:
Сплошной. При сплошном методе пользователь для осуществления поставленной задачи обследует сплошь и без пропусков все наличие имеющихся пособий и источников.
Индуктивный. Индуктивный метод в широком смысле слова
это форма мышления, посредством которой мысль наводится (от лат. inductio наведение) на какое-либо общее правило, общее положение, присущее всем единичным предметам какого-либо класса.
Дедуктивный. Содержанием дедукции, как метода познания, является использование общих положений при исследовании конкретных явлений.
Метод ассоциативной индексации определяется как «... механизм, благодаря которому любой элемент информации может служить отправной точкой для немедленного автоматического выбора (пользователем) любого другого элемента информации».
Метод навигации. Навигацией называется интерактивно управляемый пользователем процесс перемещения из одних узлов в другие, технически осуществляемый путем нажатия мышью на графически выделенные на экране компьютера объекты
«электронные» кнопки, идентифицирующие исходные точки дуг гипертекста.
Броузинг (browse)
процесс беглого просматривания гипертекстовых документов или гипертекстовой базы данных с целью поиска определенных сведений или просто чего-нибудь любопытного; в общем смысле действий, целью которых является изучение информации, но не ее изменение.
Поиск информации - задача, которую человечество решает уже многие столетия. По мере роста объема информационных ресурсов, потенциально доступных одному человеку, были выработаны все более изощренные и совершенные поисковые средства и приемы, позволяющие найти необходимый документ. Обширные возможности для работы с большими массивами информации дают поисковые сервисы Interner.
При наличии первичных сведений по теме поиска, документы можно разыскивать поисковых системах. При этом следует различать приемы простого, расширенного, контекстного и специального поиска.
Под простым поиском понимается поиск Web-ресурсов по одному или нескольким ключевым словам. Недостаток простого поиска заключается в том, что обычно он выдает слишком много документов, среди которых трудно выбрать наиболее подходящие.
При использовании расширенного поиска ключевые слова связывают между собой операторами логических отношений. Расширенный поиск применяют в тех случаях, когда приемы простого поиска дают слишком много результатов. С помощью логических отношений поисковое задание формируют так, чтобы более точно детализировать задание и ограничить область отбора, например по дате публикации или типу данных.
Контекстный поиск
это поиск по точной фразе. Он удобен для реферативного поиска информации, но доступен далеко не во всех поисковых системах. Прежде всего, чтобы обеспечивать такую возможность, система должна работать не только индексированными файлами, но и с полноценными образами Web-страниц. Эта операция достаточно медленная, и ее выполняют не все поисковые системы.
Специальный поиск применяют при розыске Web-страниц, содержащих ссылки на заданные адреса URL, содержащих заданные данные в служебных полях, например в поле заголовка и т. п.


 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню