Главное меню:
Лекция 1.
Поиск информации с использованием компьютера.
Программные поисковые сервисы.
Парадокс интернета:
вероятность существования нужной информации возрастает, а возможность ее нахождения уменьшается;
гипертекстовая природа WWW обеспечивает нахождение любой информации в процессе целенаправленного продвижения по ссылкам;
период удвоения числа документов в интернете – не более 3 – 8 месяцев, и найти нужное в этом пространстве, продвигаясь просто от ссылки к ссылке, практически невозможно.
Информационный поиск – действия, методы и процедуры, позволяющие осуществлять отбор определенной информации из массива данных.
Пользователь информации – субъект информационных отношений, получающий, распространяющий и (или) предоставляющий информацию, реализующий право на пользование ею.
Потребитель (пользователь) информации – субъект, обращающийся кинформационной системе или к посреднику за получением необходимой емуинформации и пользующийся ею.
Поиск информации – одна из самых востребованных на практике задач, которую приходится решать любому пользователю интернета.
Способы поиска:
с помощью адреса Web-
с помощью поиска по гиперсвязям;
с помощью поисковых программ.
Типы поиска в интернете:
поиск «бытовой», «любительской» информации (это могут быть сведения о погоде, расписания движения самолетов, сведения о результатах спортивных состязаний, текущие политические новости и многое другое);
профессионально-
поиск справочной информации;
поиск текущей профессиональной информации;
поиск мест хранения информации;
поиск ресурса по неполным данным о нем.
Методы поиска в интернете:
Сплошной. При сплошном методе пользователь для осуществления поставленной задачи обследует сплошь и без пропусков все наличие имеющихся пособий и источников.
Индуктивный. Индуктивный метод в широком смысле слова
Дедуктивный. Содержанием дедукции, как метода познания, является использование общих положений при исследовании конкретных явлений.
Метод ассоциативной индексации определяется как «... механизм, благодаря которому любой элемент информации может служить отправной точкой для немедленного автоматического выбора (пользователем) любого другого элемента информации».
Метод навигации. Навигацией называется интерактивно управляемый пользователем процесс перемещения из одних узлов в другие, технически осуществляемый путем нажатия мышью на графически выделенные на экране компьютера объекты
Броузинг (browse) – процесс беглого просматривания гипертекстовых документов или гипертекстовой базы данных с целью поиска определенных сведений или просто чего-
Поиск информации -
При наличии первичных сведений по теме поиска, документы можно разыскивать поисковых системах. При этом следует различать приемы простого, расширенного, контекстного и специального поиска.
Под простым поиском понимается поиск Web-
При использовании расширенного поиска ключевые слова связывают между собой операторами логических отношений. Расширенный поиск применяют в тех случаях, когда приемы простого поиска дают слишком много результатов. С помощью логических отношений поисковое задание формируют так, чтобы более точно детализировать задание и ограничить область отбора, например по дате публикации или типу данных.
Контекстный поиск
Специальный поиск применяют при розыске Web-