Календарно-тематический план - ЭУМК

Календарно-тематический план

ГБПОУ  «Суражский педагогический колледж им. А.С.Пушкина»

 

                                                        Утверждаю.

                                                                                   Зам. директора  по учебной работе_____________

 «   »         20           г.

                                                        Утверждаю.

                                                                                   Зам. директора  по учебной работе_____________

 «   »        20             г.

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по предмету  МДК 04.02 Практикум по каллиграфии

на семестр                       20    – 20      уч. года

Курс     3                  группа 

Преподаватель           Романенко И.С.

Количество часов по учебному плану   16+41

Количество часов, выделенных на семестр по расписанию   16 +41

Всего    16+41

Из них:                      занятия на уроках  16+41

                                      лабораторных -                                       

                                      практических -  16+41

Составлен в соответствии с рабочей программой, переутверждённой  на заседании ПЦК преподавателей    общепрофессиональных дисциплин в  2016 году   (протокол №    от  «    »         20 г.)    (кем и когда утверждена программа)

Рассмотрен на заседании ПЦК преподавателей общепрофессиональных  дисциплин

Пояснительная    записка

        Календарно – тематическое планирование составлено в соответствии с рабочей программой  МДК 04.02 Практикум по каллиграфии по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

 

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

помочь студентам педагогического колледжа в проведении уроков письма в период обучения грамоте, а также показать значение практикума для будущей профессии учителя начальных классов, так как формирование каллиграфических навыков письма всегда остаѐтся актуальным. Эти навыки носят общеучебный характер и необходимы учащимся для успешного овладения всеми учебными дисциплинами и оказывают влияние на формирование их личностных качеств: аккуратности, воли, внимания, дисциплинированности.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-         писать безнажимно  в ученических тетрадях и на доске;

-         правильно писать буквы и их соединения;

-         уметь анализировать элементы шрифта;

-         находить общие части в разных буквах;

-         составлять план и  конспект урока письма.

 

         В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-         гигиенические требования письма;

   -  упражнения для развития кисти руки, пальце, плавности движения руки в процессе письма;

-         элементы строчных и заглавных букв и их соединения;

-         приѐмы и последовательность правильного списывания слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом;

-         позиционный (с ориентацией на следующую букву) способ письма.

 

Результатом освоения раздела междисциплинарного курса является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ПК 4.1

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса / группы и отдельных обучающихся

ПК 4.2

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

ПК 4.5

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. 

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.


      Форма итогового   контроля по МДК 04.01  -  зачет 

Основная   литература

1.     Е.С.Антонова, С.В. Боброва. Методика преподавания русского языка (начальные классы) - 2-е издание – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

2.     Начальная   школа:   Обучение   письму:   Методика   В.А. Илюхиной: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2003.

3.     Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по специальности «педагогика и методика обучения»/ М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская и др.; под ред. М.С.Соловейчик – М.: Издательский центр «Академия», 1997

 

Дополнительная литература

 

1.     Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/

2.     Сайт Федерального агентства по образованию РФ  www.ed.gov.ru

 

 

 

 

Дата

 

Номер

темы,

урока

 

Наименование темы, уроков

Часы

 

Наглядные пособия, опыты, экскурсии

 

Повторение,

самостоятельная работа

 

Домашнее задание

 

теория

 

практика

 

 

5 семестр

 

 

 

 

 

 

Тема 1.1. Психофизиологическая основа навыка письма.

 

 

 

 

 

 

1.09.16,

8.09,

15.09

 

1-2-3

Цели занятий письмом в начальных классах  – совершенствование графической стороны письма и формирование навыка письменной речи, еѐ правильности и культуры. Связь каллиграфии с педагогикой и психологией детей младшего школьного возраста. Краткие сведения по гигиене письма.

3

 

Презентация

Знакомство с историей каллиграфии.

 

Сообщение «Пути самосовершенствования педагогического мастерства».

Направления, результаты, план самообразования педагога.

22.09,

29.09,

6.10

 

4-5-6

Санитарно-гигиенические  условия,  необходимые  для обучения  письму:  освещение, мебель, оборудование, орудия письма(ручка, тетрадь и еѐ разлиновка). Усвоение правил посадки при письме. Учебные пособия.  Таблицы и «Прописи»,их назначение в процессе обучения письму

3

 

Презентация

Прописи

Ознакомление с нормативными документами.

Анализ страницы прописи

13.10,

20.10

7-8

Методические условия формирования графических навыков письма. Копировальный, линейный, генетический и тактический методы. Метод Карстера

2

 

 

 

Соловейчик

С.102-110

27.10,

3.11,

10.11

9-10-11

Сознательное овладение навыками письма. Характеристика качеств письма.  Приѐмы формирования качеств письма.

3

 

Презентация

 

Составление таблиц для систематизации учебного материала.

17.11,

24.11,

1.12

12-13-14

Связь с анатомией. Подготовительные упражнения для развития руки и глазомера (составление и подбор). Знакомство с опытом Е.Н.Потаповой. Изготовление шаблонов, трафаретов.

3

 

Презентация

Подбор и составление упражнений для развития руки, глазомера.

 

Картотека упражнений

8.12,

15.12

15-16

Варианты группировки элементов и букв. Изготовление карточки – контроля (индивидуальное пособие по каллиграфии). Усвоение элементов заглавных и строчных букв по группам (с объяснением). Упражнения в раскрашивании.

 

 

 

 

2

 

Презентация

 

Соловейчик

С.110, таблица

 

 

6 семестр

 

 

 

 

 

16.01.1723.01.17

1-2-3

Подготовка к письму. Письмо элементов букв.

Название элементов строчных и прописных букв.

2

 

Презентация

 

Антонова

С.219

Тема 1.2.        Содержание, объём и место упражнений в письме.

 

 

 

 

 

 

23.01.17

30.01

4-5

 

 

 

 

Письмо строчных букв 1 группы. Элементы строчных групп 1 группы. Письмо элементов и соединений в тетради с разлиновкой в 2 линии. Подбор тематических групп слов.

2

 

Презентация

 

Письмо элементов с объяснением.

Антонова

С.222

30.01.17

6.02.17

6-7

Письмо строчных букв 2 группы. Элементы строчных групп 2 группы. Письмо элементов и соединений в тетради с разлиновкой в 2 линии. Подбор загадок о форме букв.

2

 

Презентация

 

Письмо элементов с объяснением.

 

6.02.17

13.02.17

8-9-10

Письмо строчных букв 3 группы. Элементы строчных групп 3 группы. Письмо элементов и соединений в тетради с разлиновкой в 2 линии. Изготовление картинного алфавита с объяснением написания букв. Тематическая запись слов в тетради и на доске (музыкальные инструменты).

3

 

Презентация

 

Письмо элементов с объяснением.

 

20.02.17

11-12

Письмо заглавных букв 1 группы. Элементы заглавных групп 1 группы. Письмо элементов и соединений в тетради с разлиновкой в 2 линии. Подбор физминуток для пальцев руки.

2

 

Презентация

Подбор и составление упражнений для развития руки, глазомера.

Письмо элементов с объяснением.

 

27.02.17

6.03.17

13-14-15

Письмо заглавных букв 2 группы. Элементы заглавных групп 2 группы. Письмо элементов и соединений в тетради с разлиновкой в 2 линии. Упражнения в письме букв с комментированием (у доски и в тетради).

3

 

Презентация

 

Письмо элементов с объяснением.

 

6.03.17

13.03.17

16-17

Письмо заглавных букв 3 группы. Элементы заглавных групп 3 группы. Письмо элементов и соединений в тетради с разлиновкой в 2 линии. Запись слов по темам в тетради и на доске (имена собственные).

2

 

Презентация

 

Письмо элементов с объяснением.

 

13.03.17

20.03.17

18-19-20

Письмо строчных букв четвертой - седьмой групп.

3

 

Презентация

 

Письмо элементов с объяснением.

27.03.17

21-22

Обучение письму в тетрадях с разлиновкой в 1 линию. Письмо строчных букв разных групп в тетрадях с разлиновкой в 1 линию. Работа по обучению письму леворуких детей.

2

 

Презентация

 

Письмо элементов с объяснением.

Антонова

С.241

 

3.04.17

23-24

Письмо заглавных букв.     Письмо заглавных букв разных групп в тетрадях с разлиновкой в 1 линию. Подбор занимательного материала для уроков письма.

2

 

Презентация

 

Письмо элементов с объяснением.

 

10.04.17

25-26

Опыт работы Н.М.Бетеньковой. Совершенствование навыков письма. Знакомство с опытом обучения письму Бетеньковой Н.М. Подбор загадок о животных.

2

 

Презентация

 

Сообщение

17.04.17

27-28

Письмо с «секретом» В.А.Илюхиной. Совершенствование навыков письма. Знакомство с опытом обучения письму и корректировки почерка В.А,Илюхиной. Изготовление картинного алфавита с описанием начертания букв. Упражнения для исправления почерка.

2

 

Презентация

Учѐт и оценка качества графической стороны письменных работ младших школьников

В.А.Илюхина "Письмо с секретом"

24.04.17

28.04.17

29-30-31

Урок письма. Составление конспекта  и анализ урока письма.

Анализ каллиграфических ошибок при письме. Причины, способы их предупреждения и исправления.

3

 

Презентация

Анализ ученических письменных работ со стороны правильности начертания букв и их соединений.

Определение причин ошибок и отклонений в почерке и методов их устранения.

Составление примерных планов и конспектов уроков письма в разных классах.

Антонова

С.226

8.05.17

12.05.17

32-33-34-35

Требования к формированию навыка письма.        Качества письма. Письмо цифр. Стихи С.Я.Маршака о цифрах. Письмо в тетрадях по математике. Составление упражнений по чистописанию к урокам русского языка.

4

 

Презентация

 

Письмо элементов с объяснением.

 

15.05.17

36-37

Методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма. Письмо с проговариванием. Комментирование.  Списывание. Слуховой диктант. Упражнения в связном письме слов, предложений, текста.

2

 

Презентация

 

Написание алфавита с объяснением каждой буквы.

Антонова

С.228

18.05.17

22.05.17

38-39-40

Опыт учителей по формированию каллиграфического навыка письма.

 Н.Г.Агаркова. «Конструирование буквы».

 П.М.Маркова. «Обучение письму первоклассников».

 Н.А.Федосова. «Дифференцированное обучение на уроке»

3

 

Презентация

Подготовка сообщений об опыте учителей, выступления с сообщениями и показом.

Сообщения

22.05.17

41

Зачет по МДК 04.02. Практикум по каллиграфии

1