Календарно-тематический план
ГБПОУ «Суражский педагогический колледж им.
А.С.Пушкина»
Утверждаю.
Зам. директора по учебной
работе_____________
« »
20
г.
Утверждаю.
Зам. директора по учебной
работе_____________
« »
20
г.
КАЛЕНДАРНО
– ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по
предмету МДК 04.02 Практикум по
каллиграфии
на
семестр 20 – 20 уч.
года
Курс 3
группа
Преподаватель Романенко
И.С.
Количество
часов по учебному плану 16+41
Количество
часов, выделенных на семестр по расписанию 16 +41
Всего 16+41
Из
них:
занятия на уроках
16+41
лабораторных -
практических - 16+41
Составлен
в соответствии с рабочей программой, переутверждённой
на заседании ПЦК преподавателей общепрофессиональных
дисциплин в 2016
году
(протокол № от « » 20 г.) (кем и когда утверждена
программа)
Рассмотрен
на заседании ПЦК преподавателей общепрофессиональных дисциплин
Пояснительная
записка
Календарно – тематическое планирование
составлено в соответствии с рабочей программой МДК 04.02 Практикум по
каллиграфии по специальности среднего профессионального образования 44.02.02
Преподавание в начальных классах.
Цели
и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
помочь
студентам педагогического колледжа в проведении уроков письма в период обучения
грамоте, а также показать значение практикума для будущей профессии учителя
начальных классов, так как формирование каллиграфических навыков письма всегда
остаѐтся актуальным. Эти навыки носят общеучебный характер и необходимы учащимся
для успешного овладения всеми учебными дисциплинами и оказывают влияние на
формирование их личностных качеств: аккуратности, воли, внимания,
дисциплинированности.
В
результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
писать
безнажимно в ученических тетрадях и
на доске;
-
правильно
писать буквы и их соединения;
-
уметь
анализировать элементы шрифта;
-
находить
общие части в разных буквах;
-
составлять
план и конспект урока письма.
В
результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
гигиенические
требования письма;
- упражнения для развития кисти руки,
пальце, плавности
движения
руки в процессе письма;
-
элементы
строчных и заглавных букв и их соединения;
-
приѐмы
и последовательность правильного списывания слов, предложений, текстов,
записанных письменным и печатным шрифтом;
-
позиционный
(с ориентацией на следующую букву) способ письма.
Результатом
освоения раздела междисциплинарного курса является овладение обучающимися
профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ПК
4.1 |
Выбирать
учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы
(рабочие программы, учебно-тематические планы и др.) на основе
образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида
образовательного учреждения, особенностей класса / группы и отдельных
обучающихся |
ПК
4.2 |
Создавать
в кабинете предметно-развивающую среду. |
ПК
4.3 |
Систематизировать
и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области
начального общего образования на основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других
педагогов. |
ПК
4.4 |
Оформлять
педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений |
ПК
4.5 |
Участвовать
в исследовательской и проектной деятельности в области начального
образования. |
ОК
1 |
Понимать
сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес. |
ОК
2 |
Организовывать
собственную деятельность, определять методы решения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК
3 |
Оценивать
риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях. |
ОК
4 |
Осуществлять
поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения
профессиональных задач, профессионального и личностного
развития. |
ОК
5 |
Использовать
информационно-коммуникационные технологии для совершенствования
профессиональной деятельности. |
ОК 6 |
Работать
в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
социальными партнерами. |
ОК 7 |
Ставить
цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса. |
ОК 8 |
Самостоятельно
определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации. |
ОК 9 |
Осуществлять
профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания,
смены технологий. |
ОК 10 |
Осуществлять
профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья
детей. |
ОК 11 |
Строить
профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее
регулирующих. |
Форма итогового
контроля по МДК 04.01 -
зачет
Основная
литература
1.
Е.С.Антонова,
С.В. Боброва. Методика преподавания русского языка (начальные классы) - 2-е
издание – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
2.
Начальная школа: Обучение письму: Методика В.А. Илюхиной: Книга для учителя.
– М.: Первое сентября, 2003.
3.
Русский
язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для
студентов пед. учеб. заведений по специальности «педагогика и методика
обучения»/ М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская и др.; под ред.
М.С.Соловейчик – М.: Издательский центр «Академия», 1997
Дополнительная
литература
1.
Сайт
ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
2.
Сайт
Федерального агентства по образованию РФ
www.ed.gov.ru
Дата |
Номер темы, урока |
Наименование
темы, уроков |
Часы
|
Наглядные
пособия, опыты, экскурсии |
Повторение, самостоятельная
работа |
Домашнее
задание | |
теория |
практика | ||||||
|
|
5
семестр |
|
|
|
|
|
|
Тема
1.1. Психофизиологическая
основа навыка письма. |
|
|
|
|
| |
1.09.16, 8.09, 15.09 |
1-2-3 |
Цели
занятий письмом в начальных классах
– совершенствование графической стороны письма и формирование
навыка письменной речи, еѐ правильности и культуры. Связь каллиграфии с
педагогикой и психологией детей младшего школьного возраста. Краткие
сведения по гигиене письма. |
3 |
|
Презентация |
Знакомство с историей каллиграфии. |
Сообщение
«Пути самосовершенствования педагогического
мастерства». Направления,
результаты, план самообразования педагога. |
22.09, 29.09, 6.10 |
4-5-6 |
Санитарно-гигиенические
условия, необходимые для обучения письму: освещение, мебель, оборудование,
орудия письма(ручка, тетрадь и еѐ разлиновка). Усвоение правил посадки при
письме. Учебные пособия.
Таблицы и «Прописи»,их назначение в процессе обучения
письму |
3 |
|
Презентация |
Прописи |
Ознакомление
с нормативными документами. Анализ
страницы прописи |
13.10, 20.10 |
7-8 |
Методические
условия формирования графических навыков письма. Копировальный, линейный,
генетический и тактический методы. Метод Карстера |
2 |
|
|
|
Соловейчик С.102-110 |
27.10, 3.11, 10.11 |
9-10-11 |
Сознательное
овладение навыками письма.
Характеристика качеств письма.
Приѐмы формирования качеств письма. |
3 |
|
Презентация |
|
Составление
таблиц для систематизации учебного материала. |
17.11, 24.11, 1.12 |
12-13-14 |
Связь с
анатомией. Подготовительные упражнения для развития руки и глазомера
(составление и подбор). Знакомство с опытом Е.Н.Потаповой. Изготовление
шаблонов, трафаретов. |
3 |
|
Презентация |
Подбор
и составление упражнений для развития руки,
глазомера. |
Картотека
упражнений |
8.12, 15.12 |
15-16 |
Варианты
группировки элементов и букв. Изготовление карточки – контроля
(индивидуальное пособие по каллиграфии). Усвоение элементов заглавных и
строчных букв по группам (с объяснением). Упражнения в
раскрашивании. |
2 |
|
Презентация |
|
Соловейчик С.110,
таблица |
|
|
6
семестр |
|
|
|
|
|
16.01.1723.01.17 |
1-2-3 |
Подготовка
к письму. Письмо элементов букв. Название
элементов строчных и прописных букв. |
2 |
|
Презентация |
|
Антонова
С.219 |
Тема
1.2.
Содержание, объём и место упражнений в
письме. |
|
|
|
|
| ||
23.01.17 30.01 |
4-5 |
Письмо
строчных букв 1 группы. Элементы строчных групп 1 группы. Письмо элементов
и соединений в тетради с разлиновкой в 2 линии. Подбор тематических групп
слов. |
2 |
|
Презентация |
|
Письмо элементов с
объяснением. Антонова С.222 |
30.01.17 6.02.17 |
6-7 |
Письмо
строчных букв 2 группы. Элементы строчных групп 2 группы. Письмо элементов
и соединений в тетради с разлиновкой в 2 линии. Подбор загадок о форме
букв. |
2 |
|
Презентация |
|
Письмо элементов с
объяснением. |
6.02.17 13.02.17 |
8-9-10 |
Письмо
строчных букв 3 группы. Элементы строчных групп 3 группы. Письмо элементов
и соединений в тетради с разлиновкой в 2 линии. Изготовление картинного
алфавита с объяснением написания букв. Тематическая запись слов в тетради
и на доске (музыкальные инструменты). |
3 |
|
Презентация |
|
Письмо элементов с
объяснением. |
20.02.17 |
11-12 |
Письмо
заглавных букв 1 группы. Элементы заглавных групп 1 группы. Письмо
элементов и соединений в тетради с разлиновкой в 2 линии. Подбор
физминуток для пальцев руки. |
2 |
|
Презентация |
Подбор и составление
упражнений для развития руки, глазомера. |
Письмо элементов с
объяснением. |
27.02.17 6.03.17 |
13-14-15 |
Письмо
заглавных букв 2 группы. Элементы заглавных групп 2 группы. Письмо
элементов и соединений в тетради с разлиновкой в 2 линии. Упражнения в
письме букв с комментированием (у доски и в тетради). |
3 |
|
Презентация |
|
Письмо элементов с
объяснением. |
6.03.17 13.03.17 |
16-17 |
Письмо
заглавных букв 3 группы. Элементы заглавных групп 3 группы. Письмо
элементов и соединений в тетради с разлиновкой в 2 линии. Запись слов по
темам в тетради и на доске (имена собственные). |
2 |
|
Презентация |
|
Письмо элементов с
объяснением. |
13.03.17 20.03.17 |
18-19-20 |
Письмо
строчных букв четвертой - седьмой групп. |
3 |
|
Презентация |
|
Письмо элементов с
объяснением. |
27.03.17 |
21-22 |
Обучение
письму в тетрадях с разлиновкой в 1 линию. Письмо строчных букв разных
групп в тетрадях с разлиновкой в 1 линию. Работа по обучению письму
леворуких детей. |
2 |
|
Презентация |
|
Письмо элементов с
объяснением. Антонова С.241 |
3.04.17 |
23-24 |
Письмо
заглавных букв. Письмо заглавных букв разных
групп в тетрадях с разлиновкой в 1 линию. Подбор занимательного материала
для уроков письма. |
2 |
|
Презентация |
|
Письмо элементов с
объяснением. |
10.04.17 |
25-26 |
Опыт
работы Н.М.Бетеньковой. Совершенствование навыков письма. Знакомство с
опытом обучения письму Бетеньковой Н.М. Подбор загадок о животных. |
2 |
|
Презентация |
|
Сообщение |
17.04.17 |
27-28 |
Письмо с
«секретом» В.А.Илюхиной. Совершенствование навыков письма. Знакомство с
опытом обучения письму и корректировки почерка В.А,Илюхиной. Изготовление
картинного алфавита с описанием начертания букв. Упражнения для
исправления почерка. |
2 |
|
Презентация |
Учѐт и оценка качества
графической стороны письменных работ младших школьников |
В.А.Илюхина
"Письмо с секретом" |
24.04.17 28.04.17 |
29-30-31 |
Урок
письма. Составление конспекта
и анализ урока письма. Анализ
каллиграфических ошибок при письме. Причины, способы их предупреждения и
исправления. |
3 |
|
Презентация |
Анализ ученических
письменных работ со стороны правильности начертания букв и их
соединений. Определение причин ошибок и
отклонений в почерке и методов их устранения. |
Составление примерных
планов и конспектов уроков письма в разных классах. Антонова С.226 |
8.05.17 12.05.17 |
32-33-34-35 |
Требования
к формированию навыка письма.
Качества письма. Письмо цифр. Стихи С.Я.Маршака о цифрах. Письмо в
тетрадях по математике. Составление упражнений по чистописанию к урокам
русского языка. |
4 |
|
Презентация |
|
Письмо элементов с
объяснением. |
15.05.17 |
36-37 |
Методические
приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма. Письмо с проговариванием.
Комментирование. Списывание.
Слуховой диктант. Упражнения в связном письме слов, предложений, текста. |
2 |
|
Презентация |
|
Написание алфавита с
объяснением каждой буквы. Антонова
С.228 |
18.05.17 22.05.17 |
38-39-40 |
Опыт
учителей по формированию каллиграфического навыка письма.
Н.Г.Агаркова. «Конструирование
буквы». П.М.Маркова. «Обучение письму
первоклассников». Н.А.Федосова. «Дифференцированное
обучение на уроке» |
3 |
|
Презентация |
Подготовка
сообщений об опыте учителей, выступления с сообщениями
и показом. |
Сообщения |
22.05.17 |
41 |
Зачет
по МДК 04.02. Практикум по каллиграфии |
1 |
|
|
|
|