Лекция 1
Лекция
1.
Цели
занятий письмом в начальных классах.
С
первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным
навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний
было бы невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между
собой,
но
каждый
из
этих
навыков
имеет
свою специфику.
Специфика письма
заключается в
том, что
оно
имеет две
стороны –
графическую
и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно
быстро, но одновременно и грамотно.
Задача
формирования каллиграфических умений выступает как одна из проблем в
образовании. Еѐ изучением занимались и занимаются многие учѐные, рассматривая
процесс формирования навыка с разных позиций, таких как: ―письмо с секретом‖;
развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение
первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через
определѐнную систему принципов, методов и приемов (Н.Г. Агаркова, М.М. Безруких,
Е.В.Гурьянов, Л.Я. Желтовская, В.А. Илюхина, Е.Н. Потапова, Е.Н.Соколова, Н.А.
Федосова).
Письмо
называют «базовым» навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все
дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно
будет отставать в учебе, и не только по русскому языку.
Основной принцип обучения письму должен соответствовать и в значительной
мере определяться системой самого письма, а значит, при обучении русскому языку
это звуковой метод или, вернее, фонематический, так как система письма —
звуко-буквенная.
В
течение 3—3,5 месяцев первоклассники овладевают одновременно с чтением
элементарным навыком письма. За это время школьники
научатся:
а)
правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой, придерживаться строки;
соблюдать поля;
б)
писать в соответствии с прописями все буквы русского алфавита, строчные и
заглавные, а также соединять их в словах; переводить печатный текст в
письменный;
в)
записывать слова и предложения из трех-четырех слов после их звукобуквенного
анализа с помощью учителя и без помощи;
г)
списывать, а также писать под диктовку слова, написание которых не расходится с
произношением; проверять написанное, сравнивая с образцом, а также способом
проговаривания;
д)
записывать собственные предложения, взятые из устно составленного
рассказа.
Согласно
Основной образовательной программе начальной школы [57, 58], основными
требованиями к знаниям и умениям учащихся 1 класса по каллиграфии
являются:
-
Правильное,
без искажений письмо строчных и заглавных буквы, соединение букв в слова.
-
Правильное
списывание слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом.
-
Письмо
под диктовку предложений из 3-5 слов без пропусков и искажений букв.
Систематическая
работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Работа
над каллиграфией начинается с первых дней поступления ребенка в I класс и
продолжается в последующих классах.
Каллиграфически
правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию
школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности старательного отношения к
выполнению любой работы.
Целью
занятий по письму является формирование навыка графически правильного, четкого и
достаточно скорого письма. Как и всякий навык, он формируется в результате
обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда
упражнений. Особенности графического навыка в том, что это, с одной стороны,
двигательный навык, т. е. такое действие, которое опирается на первый взгляд
лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется
перевод осмысленных единиц речи в графические знаки (перекодировка). Это придает
письму характер сознательной деятельности. Эта сторона письма как специфической
человеческой деятельности и составляет главное в навыке
письма.
Цели
и задачи формирования каллиграфического навыка в период обучения грамоте
теснейшим образом связаны с формированием навыка письма в целом. Сначала
необходимы ознакомление с правилами посадки и владение инструментами,
ориентировка на страницах прописей, тетрадей, первоначальное ознакомление с
начертанием букв, буквосочетаний, письмом слогов, слов, предложений. Затем
закрепление и совершенствование этих умений на уроках чистописания. На первый
план выдвигаются задачи по обучению воспроизведению форм букв, соблюдению на
всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах.
Правильной расстановки слов на строке.