Информационный раздел
Литература
Глоссарий
Основные
источники:
1. Е.С.Антонова, С.В. Боброва. Методика преподавания русского языка (начальные классы) - 2-е издание – М.: Издательский центр
«Академия»,
2012.
2. Руссков С.П. Каллиграфия для
учителей / С.П. Руссков. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1994.
3. Желтовская Л.Я. Формирование
каллиграфических навыков у младших школьников. / Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова.
– М.: Просвещение,
1987.
4. Садовникова И.Н. Нарушение
письменной речи у младших школьников: Кн. для учителя / И.Н. Садовникова. – М.:
Просвещение, 1983.
Дополнительные:
1.
Агаркова
Н.Г. Психолого-дидактические основы обучения письму детей шестилетнего возраста
/ Н.Г. Агаркова. – М.: Просвещение,1987.
2.
Агаркова
Н.Г. Формирование графического письма у младших школьников. Уч. Пособие / Н.Г.
Агаркова. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина,1989.
3.
Агаркова
Н.Г. Русская графика. Книга для учителя / Н.Г. Агаркова. – М.: Дрофа,
1997.
4.
Агаркова Н.Г. Поэлементная подготовка учащихся к безотрывочному письму букв /
Н.Г. Агаркова // Нач.шк. – 1983. - № 4.
5.
Безруких
М.М., Ефимова С.П., Круглов Б.С. Как помочь первокласснику хорошо учиться. –
М.,2003.
6.
Безруких
М.М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. /
М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Айсберг, 1991.
7.
Воронкова
В.А. Обучение грамоте и правописанию В.А. Воронова. – М.: Школа-ПРЕСС,
1997.
8.
Выготский
Л.С. Избранные психологические исследования. – М.,1965.
9.
Желтовская Л.Я. Дидактический материал к урокам чистописания. / Л.Я.
Желтовская, Е.Н. Соколова. – М.: Просвещение, 1988.
10.
Львов М.Р. Правописание в начальных
классах / М.Р. Львов. –М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
11.
Милостивенко Л.Г. Методические
рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Учеб.пособие /
Л.Г. Милостивенко. – СПб., 1995. – 64 с.
12.
Начальная школа: Обучение письму: Методика В.А.
Илюхиной: Книга для учителя. – М.:
Первое сентября, 2003. – 256 с.
13.
Начальная школа. Обучение письму по
методике В.А. Илюхиной; кн. для учителя. – М. 2003.
14.
Парамонова
Л.Г. Правописание, шаг за шагом Л.Г. Парамонова. –
15.
СПб.:
Дельта, 1998. – 208 с.
16.
Потапова Е.Н. Радость познания / Е.Н.
Потапова. – М.: Просвещение, 1990.
17.
Сайт ФГОУ Федеральный институт развития
образования http://www.firo.ru/
18.
Сайт Федерального агентства по
образованию РФ www.ed.gov.ru
19.
Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования
Словарь
терминов (глоссарий)
Графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов) [42]. А каллиграфия – лишь искусство красивого письма, то есть умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком. Термин «каллиграфический» сочетается со словами «почерк», «письмо».
Дисграфия– это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках.
Зрительно-двигательный образ буквы - представление о целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о ее форме, знания последовательности начертания ее двигательных элементов и за счет корректирующего контроля глаза
Зрительные элементы - относительно законченные части рисунка буквы, на которые она закономерно расчленяется в процессе ее зрительного восприятия и которые легко соотносятся с определенными формами: овал, полуовал, прямая линия, линия с закруглением с одной стороны, линия с закруглением с двух сторон, линия с петлей, линия с четвертным овалом и плавная линия.
Зрительный образ буквы - это зрительное, более или менее адекватное представление о форме буквенного знака. Зрительно-двигательный образ буквы - представление о целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о ее форме, знания последовательности начертания ее двигательных элементов и за счет корректирующего контроля глаза.
Каллиграфия - искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком.
Каллиграфические ошибки - это нарушение пропорции элементов букв по ширине, высоте и углу наклона. Они являются следствием несформированности координации движений пальцев, кисти, предплечья и плечевого отдела руки
Красивое письмо - это выражение отношения к другим людям, а неряшливый, малоразборчивый почерк в какой-то мере свидетельствует о невнимании, безразличии к другому человеку.
Поэлементно – целостный метод – это безотрывное письмо элементов букв.
«Пропись» - это комплексный учебник, предназначенный для выполнения работы на уроке обучения грамоте, который следует за уроком по «Азбуке»