Практические занятия
Тематика и планы практических
занятий для студентов
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
№ 1
Тема:
Значение и задачи обучения каллиграфии.
План:
1.Понятие о
каллиграфии.
2.Связь каллиграфии с педагогикой и
психологией детей младшего школьного возраста.
3.Из истории развития
письма.
4.Краткие сведения по гигиене
письма.
5.Усвоение правил посадки при
письме.
6.Учебные пособия для обучения
письму.
Вопросы для
коллективного обсуждения:
1.Что такое
каллиграфия?
2.Для чего нужна
каллиграфия?
3.Чему способствует работа по
каллиграфии?
Задания для
самостоятельной работы:
Знакомство с историей
каллиграфии.
Основная
литература:
1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение,
1987.
2. Сальникова Т.П. Методика обучения
грамоте. – М., 1996.
Дополнительная литература:
1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. –
М.: Знание, 1974, с. 50-53.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
№ 2
Тема: Методы
обучения письму.
План:
1.Копировальный метод обучения
письму.
2.Линейный
метод.
3.Генетический
метод.
4.Тактический (тактовый) метод.
5.Метод
Карстера.
Вопросы для
коллективного обсуждения:
1.Какие методы обучения письму
существуют?
2.В чём суть каждого из
методов?
3.Какие методы обучения письму
следует использовать в начальной школе?
Задания для
самостоятельной работы:
Чтение литературы по
теме.
Основная
литература:
1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение,
1987.
2. Сальникова Т.П. Методика обучения
грамоте. – М., 1996.
Дополнительная литература:
1.Эльконин Д.Б. Психология обучения
младших школьников. – М.: Знание, 1974, с.
50-53.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
№ 3
Тема:
Подготовительные упражнения к
письму.
План:
1.Связь каллиграфии с анатомией.
2.Подготовительные упражнения для
развития руки.
3.Подготовительные упражнения для
развития глазомера (составление и подбор).
4.Знакомство с опытом Е.Н.Потаповой.
5.Упражнения в
штриховке.
6.Изготовление шаблонов,
трафаретов.
Вопросы для
коллективного обсуждения:
1.Для чего нужно использовать
подготовительные упражнения перед письмом?
2.Какие виды упражнений предлагает
методика обучения письму?
3.Чем хорош опыт
Е.Н.Потаповой?
4.Для чего используется
штриховка?
Задания для
самостоятельной работы:
Упражнения в штриховке.
Основная
литература:
1.Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: Просвещение,
1990.
2.Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение,
1987.
3. Сальникова Т.П. Методика обучения
грамоте. – М., 1996.
Дополнительная литература:
1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. –
М.: Знание, 1974, с. 50-53.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
№ 4
Тема:
Письмо элементов строчных и заглавных букв групп по
группам.
План:
1.Варианты группировки элементов и
букв.
2.Изготовление карточки – контроля
(индивидуальное пособие по каллиграфии).
3.Письмо элементов заглавных и
строчных букв по группам (с объяснением). 4.Упражнения в
раскрашивании.
Вопросы для
коллективного обсуждения:
1.Для чего нужно группировать
буквы?
2.По каким критериям можно
группировать?
3.Для чего и как используется
раскрашивание?
Задания для
самостоятельной работы:
Упражнения в
раскрашивании.
Основная
литература:
1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение,
1987.
2. Сальникова Т.П. Методика обучения
грамоте. – М., 1996.
Дополнительная литература:
1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. –
М.: Знание, 1974, с. 50-53.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
№ 5
Тема:
Письмо строчных букв 1 группы.
План:
1.Элементы строчных групп 1 группы.
2.Письмо элементов и соединений в
тетради с разлиновкой в 2 линии.
3.Подбор тематических групп слов.
Вопросы для
коллективного обсуждения:
1.Как называются элементы строчных
букв 1 группы?
2.Как объясняется написание каждой
из строчных букв первой группы?
Задания для
самостоятельной работы:
Упражнения в написании строчных букв 1
группы.
Основная
литература:
1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение,
1987.
2. Сальникова Т.П. Методика обучения
грамоте. – М., 1996.
Дополнительная литература:
1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. –
М.: Знание, 1974, с. 50-53.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
№ 6
Тема: Письмо
строчных букв 2 группы.
План:
1.Элементы строчных групп 2 группы.
2.Письмо элементов и соединений в
тетради с разлиновкой в 2 линии.
3.Подбор загадок о форме букв.
Вопросы для
коллективного обсуждения:
1. Как называются элементы строчных
букв 2 группы?
2.Как объясняется написание каждой
из строчных букв второй группы?
Задания для
самостоятельной работы:
Упражнения в написании строчных букв 2
группы.
Основная
литература:
1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение,
1987.
2. Сальникова Т.П. Методика обучения
грамоте. – М., 1996.
Дополнительная литература:
1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. –
М.: Знание, 1974, с. 50-53.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
№ 7
Тема:
Письмо строчных букв 3 группы.
План:
1.Элементы строчных групп 3 группы.
2.Письмо элементов и соединений в
тетради с разлиновкой в 2 линии. 3.Изготовление картинного алфавита с
объяснением написания букв. 4.Тематическая запись слов в тетради и на доске
(музыкальные инструменты).
Вопросы для
коллективного обсуждения:
1. Как называются элементы строчных
букв 3 группы?
2.Как объясняется написание каждой
из строчных букв 3 группы?
Задания для
самостоятельной работы:
Упражнения в написании строчных букв 3
группы.
Основная
литература:
1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение,
1987.
2. Сальникова Т.П. Методика обучения
грамоте. – М., 1996.
Дополнительная литература:
1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. –
М.: Знание, 1974, с. 50-53.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
№ 8
Тема:
Письмо заглавных букв 1 группы.
План:
1.Элементы заглавных групп 1 группы.
2.Письмо элементов и соединений в
тетради с разлиновкой в 2 линии.
3.Подбор физминуток для пальцев
руки.
Вопросы для
коллективного обсуждения:
1.Как называются элементы заглавных
букв 1 группы?
2.Как объясняется написание каждой
из заглавных букв 1 группы?
Задания для
самостоятельной работы:
Упражнения в написании заглавных букв 1
группы.
Основная
литература:
1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение,
1987.
2. Сальникова Т.П. Методика обучения
грамоте. – М., 1996.
Дополнительная литература:
1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. –
М.: Знание, 1974, с. 50-53.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
№ 9
Тема:
Письмо заглавных букв 2 группы.
План:
1.Элементы заглавных групп 2 группы.
2.Письмо элементов и соединений в
тетради с разлиновкой в 2 линии. 3.Упражнения в письме букв с комментированием
(у доски и в тетради).
Вопросы для
коллективного обсуждения:
1.Как называются элементы заглавных
букв 2 группы?
2.Как объясняется написание каждой
из заглавных букв 2 группы?
Задания для
самостоятельной работы:
Упражнения в написании заглавных букв 2
группы.
Основная
литература:
1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение,
1987.
2. Сальникова Т.П. Методика обучения
грамоте. – М., 1996.
Дополнительная литература:
1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. –
М.: Знание, 1974, с. 50-53.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
№ 10
Тема: Письмо
заглавных букв 3 группы.
План:
1.Элементы заглавных групп 3 группы.
2.Письмо элементов и соединений в
тетради с разлиновкой в 2 линии.
3.Запись слов по темам в тетради и
на доске (имена собственные).
Вопросы для
коллективного обсуждения:
1.Как называются элементы заглавных
букв 3 группы?
2.Как объясняется написание каждой
из заглавных букв 3 группы?
Задания для
самостоятельной работы:
Упражнения в написании заглавных букв 3
группы.
Основная
литература:
1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение,
1987.
2. Сальникова Т.П. Методика обучения
грамоте. – М., 1996.
Дополнительная литература:
1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. –
М.: Знание, 1974, с. 50-53.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
№11
Тема:
Обучение письму в тетрадях с разлиновкой в 1
линию.
План:
1.Письмо строчных букв разных групп
в тетрадях с разлиновкой в 1 линию. 2.Работа по обучению письму леворуких
детей.
Вопросы для
коллективного обсуждения:
1.Какова специфика обучения письму
леворуких детей?
2.Надо ли переучивать леворуких
детей на письмо правой рукой?
Задания для
самостоятельной работы:
Упражнения в письме строчных букв
разных групп в тетрадях с разлиновкой в 1 линию.
Основная
литература:
1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение,
1987.
2. Сальникова Т.П. Методика обучения
грамоте. – М., 1996.
Дополнительная литература:
1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. –
М.: Знание, 1974, с. 50-53.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
№ 12
Тема:
Письмо заглавных букв.
План:
1.Письмо заглавных букв разных групп
в тетрадях с разлиновкой в 1 линию. 2.Подбор занимательного материала для уроков
письма.
Вопросы для
коллективного обсуждения:
1.Для чего используется
занимательный материал на уроках письма?
2.Какие требования следует
выполнять, привлекая занимательный материал?
Задания для
самостоятельной работы:
Упражнения в письме заглавных букв
разных групп в тетрадях с разлиновкой в 1 линию.
Основная
литература:
1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение,
1987.
2. Сальникова Т.П. Методика обучения
грамоте. – М., 1996.
Дополнительная литература:
1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. –
М.: Знание, 1974, с. 50-53.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
№ 13
Тема:
Опыт работы
Н.М.Бетеньковой.
План:
1.Упражнения для совершенствования
навыков письма.
2.Знакомство с опытом обучения
письму Бетеньковой Н.М.
3. Подбор загадок о
животных.
Вопросы для
коллективного обсуждения:
1.Какова специфика обучения письму в
методике Бетеньковой Н.М.?
2.Как использовать загадки на уроке
письма?
Задания для
самостоятельной работы:
Подбор загадок о
животных.
Основная
литература:
1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение,
1987.
2. Сальникова Т.П. Методика обучения
грамоте. – М., 1996.
Дополнительная литература:
1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. –
М.: Знание, 1974, с. 50-53.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
№ 14
Тема: Письмо с
«секретом» В.А.Илюхиной.
План:
1.Совершенствование навыков письма.
Знакомство с опытом обучения письму и корректировки почерка В.А,Илюхиной.
2.Изготовление картинного алфавита с
описанием начертания букв. 3.Упражнения для исправления
почерка.
Вопросы для
коллективного обсуждения:
1.Какова специфика обучения письму в
системе В.А.Илюхиной?
2.На какие группы делятся упражнения
для совершенствования почерка?
Задания для
самостоятельной работы:
Написание алфавита по методике
Илюхиной В.А.
Основная
литература:
1. Илюхина В.А. Письмо с «секретом».
– М.: Новая школа, 1994.
2.Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение,
1987.
3. Сальникова Т.П. Методика обучения
грамоте. – М., 1996.
Дополнительная литература:
1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. –
М.: Знание, 1974, с. 50-53.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
№ 15
Тема:
Урок письма.
План:
Наблюдение и анализ урока
письма.
Вопросы для
коллективного обсуждения:
1.Какова структура урока письма? От
чего она зависит?
2.Какие этапы следует пройти при
работе над написанием новой буквы?
Задания для
самостоятельной работы:
Анализ урока письма.
Основная
литература:
1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение,
1987.
2. Сальникова Т.П. Методика обучения
грамоте. – М., 1996.
Дополнительная литература:
1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. –
М.: Знание, 1974, с. 50-53.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
№ 16
Тема:
Требования к формированию навыка
письма.
План:
1.Качества письма.
2.Письмо цифр.
3.Стихи С.Я.Маршака о цифрах.
4.Письмо в тетрадях по математике.
5.Составление упражнений по
чистописанию к урокам русского языка.
Вопросы для
коллективного обсуждения:
1.Как можно использовать стихи
С.Я.Маршака?
2.Над какими качествами письма надо
работать на уроке русского языка?
Задания для
самостоятельной работы:
Тренировка в написании
цифр.
Основная
литература:
1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение,
1987.
2. Сальникова Т.П. Методика обучения
грамоте. – М., 1996.
Дополнительная литература:
1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. –
М.: Знание, 1974, с. 50-53.
2.Степных В.А. Минутка чистописания в 1 классе //Нач. шк.
– 1994 - №8, с.12-14.
3.Тарасова Т.С. Упражнения для разминки при обучении
письму // Нач. шк. – 1994 - №8, с.
15-16
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
№ 17
Тема:
Методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам
письма.
План:
1.Письмо с проговариванием.
2.Комментирование.
3.Списывание.
4.Слуховой диктант.
5.Упражнения в связном письме слов,
предложений, текста.
Вопросы для
коллективного обсуждения:
Для чего на уроке письма
используются проговаривание, комментирование, списывание, слуховой диктант?
Как?
Задания для
самостоятельной работы:
Упражнения в связном письме слов,
предложений, текста.
Основная
литература:
1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение,
1987.
2. Сальникова Т.П. Методика обучения
грамоте. – М., 1996.
Дополнительная литература:
1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. –
М.: Знание, 1974, с. 50-53.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
№ 18
Тема: Опыт
учителей по формированию каллиграфического навыка
письма.
План:
1.Н.Г.Агаркова. «Конструирование
буквы.
2.П.М.Маркова. «Обучение письму
первоклассников».
3.Н.А.Федосова. «Дифференцированное
обучение на уроке».
Вопросы для
коллективного обсуждения:
1.Для чего необходимо изучать опыт
учителей?
2.Что новое узнали об обучении
письму?
Задания для
самостоятельной работы:
Подготовка сообщений об опыте
учителей.
Основная
литература:
1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение,
1987.
2. Сальникова Т.П. Методика обучения
грамоте. – М., 1996.
Дополнительная литература:
1.
Агаркова Н.Г. Конструирование буквы – ведущий приём в обучении шестилетних детей
письму // Нач.шк. – 1989 - №12, с. 36-42.
2. Маркова П.М. Обучение письму семилетних первоклассников. – М.: Просвещение 1996.