Лекция 5
Лекция
5.
Методические
условия формирования графических навыков письма. Копировальный, линейный,
генетический и тактический методы. Метод Карстера.
Рассмотрим принципы, методы и приемы обучения первоначальному письму.
Своеобразие методики обучения первоначальному письму в сравнении с методикой
отработки техники письма и каллиграфии обусловлено особенностями
психофизиологического механизма процессов овладения элементарным графическим
навыком и выработки его автоматизированности в дальнейшем. В связи с этим в
методической науке следует различать принципы двух уровней: 1) обучение
первоначальному восприятию и воспроизведению буквенных знаков и 2) отработка
техники письма букв и их комплексов, а также каллиграфии.
Ведущими принципами в методике обучения первоначальному письму являются:
1) поэлементное изучение и 2) одновариантное начертание письменных
букв.
Одновариантное и стабильное начертание буквенных знаков соответствует
основной закономерности формирования графического навыка: повторяемости
идентичных, единообразных движений руки. Обучение письму на основе этого
принципа позволяет снять ряд трудностей в процессе овладения элементарным
графическим навыком и предупредить нежелательное явление
переучивания.
В методической системе
поэлементный принцип не ассоциируется с отрывным письмом, так как процесс
воспроизведения букв на бумаге реализуется на основе двигательных элементов.
Ученик теперь не просто «рисует» зрительно воспринимаемые элементы, а
упражняется в изображении частей букв, которые представляют собой относительно
законченные движения и поэтому не противоречат естественному ходу движения руки
при связном письме.
Переосмысление содержания поэлементного принципа стало возможным лишь на
основе учета одновариантного начертания письменных букв и использования в
обучении письму элементов двух категорий, зрительных и двигательных(55, с.233,
приложение 1).
В практике обучения письму этот принцип реализуется благодаря
использованию нового поэлементно-целостного метода воспроизведения букв на
бумаге. Суть поэлементно-целостного метода определяется закономерностями
взаимообусловленной связи между зрительными и двигательными элементами букв.
Применение данного метода позволяет целенаправленно формировать целостные,
дифференцированные зрительно-двигательные образы букв, на основе которых ученик
овладевает первоначальным письмом, т. е. элементарным графическим
навыком.
Технология поэлементно-целостного метода обучения первоначальному письму
реализуется с помощью новых методических приемов: аналитического восприятия и
практического конструирования букв. Прежде чем приступить к отработке начертания
буквы, ученик должен воссоздать ее форму, т. е. сконструировать и
переконструировать с помощью специальных элементов-шаблонов (приложение
2).
В традиционной методике обучения первоначальному письму применялись
методы копировальный и тактический
(ритмический), которые с позиции обновленного поэлементного принципа и
поэлементно-целостного метода интерпретируются как приемы.
Прием копирования можно успешно применять на основе достаточно
сформированного у ученика зрительного образа изучаемой буквы и при условии
воспроизведения ее только по двигательным элементам и в определенной (заданной)
последовательности. В связи с этим в методику введено новое понятие
«соединительная точка со штрихом», которое применяется для фиксации начала и
направления движения руки при письме элементов в букве, а также букв в
соединениях. Преимущество такого штриха с точкой в том, что он по сравнению с
обычным штрихом, который применяется в обычных учебных пособиях по письму,
указывает не только на начало, но и последовательность начертания буквы. Кроме
того, он расположен в самом контуре буквы и поэтому используется непосредственно
обучающимся в процессе воспроизведения букв и соединений.
Используя в процессе письма точку со штрихом, ученики овладевают
алгоритмом действия: 1) ставь ручку в точку и веди линию в ту сторону, куда
направлен штрих; 2) пиши от точки до точки, не отрывая ручку; 3) останавливайся
или отрывай ручку от бумаги только в точке. Такой алгоритм позволяет управлять
действиями ребенка в процессе воспроизведения буквы по двигательным элементам. В
результате он усваивает правило: останавливаться или отрывать ручку нужно не
произвольно, а в том месте буквы, где заканчивается предшествующий и начинается
последующий двигательный элемент буквы. На первый взгляд это
поэлементно-отрывное письмо, однако по сути оно составляет необходимую основу
для безотрывного воспроизведения букв
и соединений в будущем.
Следует также заметить, что сфера применения этого приема должна быть
весьма ограниченной: его можно применять лишь на самом первом этапе овладения
поэлементным начертанием букв и соединений и при рисовании узоров-бордюров. В
любом случае копирования важно, чтобы оно осуществлялось как письмо, правильными
движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и
может привести к закреплению неправильных движений.
Издавна в методике обучения детей первоначальному письму применялся
ритмический (тактический) прием (метод), т. е. письмо под счет. Этот прием
позволяет учителю добиваться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного
темпа письма учащихся (приложение 3).
Применение ритмического приема обосновано объективными закономерностями
процесса письма, а именно: движения, идущие сверху вниз, «на себя», выполняются
пишущим с большим, а снизу вверх — с меньшим напряжением мышц руки. Все движения
в линиях и полуовалах, идущие сверху вниз, пишутся под счет: раз-два-три, а
снизу вверх, влево или вправо — и. Так, буква у строчная воспроизводится под
счет: раз-и-два-и, а— и-раз-и-два-и (приложение 3).
Первоклассники в силу возрастных особенностей не умеют чередовать
напряжения руки с расслаблением, что зачастую приводит не только к утомлению
детей при выполнении письменных работ, но и надолго задерживает формирование у
них графического навыка. Реализуя ритмический прием на уроках письма и минутках
каллиграфии, учитель обязан научить ребенка правильно чередовать напряжения руки
с расслаблением. В процессе письма под счет в почерке детей, пишущих довольно
быстро, но небрежно, начинает появляться согласованность и каллиграфическая
четкость выполняемых движений. Для других учеников, которые пишут старательно и
каллиграфически правильно, но в замедленном темпе, применение ритмического
метода способствует развитию устойчивости и скорости
письма.
Письмо под счет осуществляется на уроке как в реальном плане, т. е. в
процессе непосредственного воспроизведения детьми на бумаге букв и их
соединений, так и в воображаемом, когда дети как бы прописывают букву, делая
соответствующее «пустое движение» ручкой в воздухе.
Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе
отличается от копировального способа тем, что учащийся не просто опирается на
двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Если, копируя,
ученик может не видеть целого, просто вести по линии, то в воображаемом
обведении он видит букву как бы через какой-то оптический прибор, пишет реально,
но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную
форму буквы.
Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на
доске, или вслед за письмом учителя на доске, по прописям.
Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образца, по памяти,
писать в воздухе, держа ручку в руке. Такие упражнения оживляют процесс
обучения. Недостаток этого приема заключается в том, что учитель не может
учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети
воспроизводят движение и форму образца.
Как
копировальный способ, так и воображаемое письмо — это вспомогательные приемы,
которые, помимо прямого влияния — усвоение движения, восприятие формы,
привлекают внимание ученика, вызывают интерес к письму, разнообразят форму
обучения (17, c.32).
Таким образом, приемы копирования и тактирования в сочетании с новыми
приемами аналитического восприятия и конструирования букв составляют
технологический инструмент поэлементно-целостного метода обучения
первоначальному письму.