Лекция 6 - ЭУМК

Лекция 6

Лекция 6.

Характеристика качеств письма.  Приѐмы формирования качеств письма.

 

Все предметы школьного курса требуют грамотного владения русским языком: высокой скорописи, техники чтения, умения четко излагать свои мысли, умения работать с текстами (выделять главное, находить объяснение конкретными предметами и явлениями), и главное, грамотно выполнять все это, именно с точки зрения орфографии. Дети, которые овладели навыком каллиграфического письма, успешно овладевают навыком орфографической зоркости, грамотно владеют системами языка в дальнейшем.

Для того, чтобы письмо было четким, аккуратным, легко читаемым, учителю на уроках необходимо постоянно работать над отдельными его качествами.

Т.Г. Рамзаева и  М.Р. Львов [28,29] выделяют следующие качества письма:

·                     четкость и разборчивость письма (правильное и чѐткое начертание всех букв в соответствии с прописями);

·                     равнонаклонность (соблюдение наклона), параллельность одинаково направленных штрихов;

·                     линейность (соблюдение строки снизу и сверху);

·                     правильность соединения элементов при написаии букв, букв в словах;

·                     плавность письма при достаточной скорости;

 

·                     равное расстояние между элементами в букве, между букваи в слове, между словами в строке (равномерное, пропорциональное расстояние, равное одной букве (и);

·                     одинаковая высота букв;

В                    процессе работы над формированием каллиграфического навыка учащиеся усваивают правила письма:

·                     буквы в словах пиши на одинаковом расстоянии друг от друга, равномерно;

·                     буквы пиши одинаковой высоты, с одинаковым наклоном.

Рассмотрим приѐмы формирования каждого из качеств письма.

1) Четкость и разборчивость письма.

Для формирования четкости и разборчивости письма учитель организует работу над развитием зрительно – двигательного образа букв (над формой букв) на основе поэлементно – целостного метода.

Зрительный образ буквы зрительное представление о форме буквенного знака, т.е. буквы.

Двигательный образ представление движения руки при письме буквы, которое включает: форму буквы (зрительный образ) и последовательность начертания двигатеных элементов буквы при безотрывном письме.

В процессе обучению письму учитель проводит работу над аналитическим видением буквы и осмыслением усвоения письма буквы.

Н.Г. Агаркова [2,4,5,6,7] в исследовании проблемы формирования каллиграфического навыка использует поэлементно-целостный метод.

Данный  метод включает работу в трѐх направлениях:

1.  анализ буквы (из каких элементов состоит буква);

2.  конструирование буквы (составление буквы из элементов);

3.  показ письма буквы (как пишется буква)

Поэлементно – целостный метод – это безотрывное письмо элементов букв. Учителю важно обращать внимание на движение руки при письме и те двигательные элементы, которые могу не совпадать со зрительными. При написании некоторых букв при повторном движении по написанному для безотрывного письма требуется дополнительная соединительная линия. При первичном восприятии букв соединительные линии не видны учащимся. Учителю необходимо написать букву на доске с комментированием, акцентируя внимание на повторные движения при письме.

В прописях [55, 56] дан материал, необходимый для развития зрительных и двигательных элементов букв:

·                     образцы букв и их элементов;

·                     рисунки предметов, похожих на прописную букву;

·                     начало двигательного элемента красным цветом;

·                     поэлементное написание трудных букв (к,н)

·                     образец буквы в увеличенном размере, дети обводят букву по написанному, запоминая еѐ образ;

2.        Равнонаклонность (соблюдение наклона)

Направления работы и приѐмы:

1)                    Ознакомление с правилами посадки (тетрадь, прописи держать с наклоном влево).

2)                    Развитие умения различать прямую и наклонную линии, совершенствование умений писать эти линии. В прописях по образцу в подготовительный период учащиеся учатся писать прямые и наклонные линии.

3)                     Выполнение  графических  упражнений  для  развития  параллельности письма:

·                     узоры-бордюры из ломаных линий (в начале в клетку, затем в тетрадь для письма без клеток – ориентиров);

·                     штриховка наклонными линиями;

·                     письмо букв попеременно с наклонными линиями (линии для контроля);

 письмо с помощью рамки и модульной сетки, где проведены наклонные линии.13.png

3.             Линейность (соблюдение строки снизу и сверху), одинаковая высота букв.

Соблюдение учащимися одинаковой высоты букв на строке и на всей странице создаѐт впечатление аккуратного письма. При письме в прописях, где даны верхние и нижние линии рабочей строки, учащиеся не испытывают трудностей. Нарушения линейности встречаются при письме заглавных букв и прописных букв, у которых есть верхние и нижние элементы (б,в,д,у).

Высота таких букв может быть отработана с помощью специальных дополнительных линий или точек, указывающих высоту букв.

Учащимся сложнее писать буквы и слова в тетрадях в одну линию. Уменьшается высота букв и не указана граница верхних и нижних элементов, не даны образцы строчных и заглавных букв.

При переходе от одной разлиновки к другой на уроках чистописания в послеазбучный период в 1 классе учитель прописывает в тетрадях образцы букв. Расстояние между линиями строки делит на 3 ровные части: одна точка указывает на высоту строчной буквы, другая – на высоту заглавной буквы.

Приѐмы отработки линейности:

 Использование рамки, где указаны дополнительные линии.

 Приѐм «Прыжки по одной высоте»: в начале строки даѐтся образец написания буквы, подготовленного учителем.

Задание учителя: поставить ручку на начало буквы. Посмотреть вправо и сделать «прыжок» на такую высоту рядом. Это начало следующей буквы. Написать букву, поставить ручку на начало только что написанной буквы, сделать «прыжок» вправо на такую высоту.

 14.png

Для работы над одинаковой высотой надстрочных элементов применяются следующие упражнения:

Для работы над одинаковой длиной подстрочных элементов полезны упражнения вида:

15.png

4.     Правильность соединения элементов при написании букв, букв в словах.

Шрифты в прописях направлены на безотрывное письмо: большинство букв пишутся безотрывно. С отрывом пишутся верхние элементы заглавных букв: Г,П,Т,Б,Р.

В зависимости от формы букв в письме используют разные виды соединений:

1)                    Верхнее соединение (если за буквой следует буква, которую начинаем писать сверху: р, т, п, ш).

2)                     Среднее соединение (соединение с буквами е, з, ж, г, ч, ле, воз).

3)                     Нижнее соединение (соединение с буквами о, а, с, л, м).

При безотрывном письме строчные буквы а,б,д,ф с предыдущей буквой соединяются путѐм повторного проведения снизу по ходу движения руки в процессе письма. При безотрывном письме используется соединительный штрих (линия). Например, при соединении букв л, м к букве о нужен соединительный штрих.

Детям, у которых нарушена координация движения, учитель разрешает писать побуквенно, с отрывом. Они постепенно переходят к послоговому безотрывному письму по правилу: пиши слог, не отрывая руки.

5.         Равное расстояние между элементами в букве, между буквами в слове,между словами в строке (равномерное, пропорциональное расстояние, равное одной букве и).

Письму с равной расстановкой букв на строке необходимо учить с подготовительного периода при письме элементов букв.

Приемы:

1)                     Нахождение начала каждой буквы и обозначение точкой.

2)                     Мысленное письмо одной буквы (и) между буквами (можно карандашом, точками).

3) Прием «Сфотографируй ширину». До написания буквы дети «фотографируют» ширину каждого элемента и ставят точки. После письма расстояние проверяют дугами.

16.png

4)                     Сравнение букв по ширине и расстояния между буквами.

6.        Плавность письма при достаточной скорости.

Приѐмы:

1)                     Письмо росчерков, узоров (ритмически организованные узоры).

2)                    Безотрывное письмо букв в связках: рукописные буквы в соединении с изображением предмета, название которого начинается с данной буквы – звука.

3)                     Письмо в воздухе по рисунку – росчерку.

4)                     Обводка контурных рисунков (дети обводят безотрывно).

5)                     Рисование по точкам знакомых предметов.

17.png

Важным показателем готовности ребенка к школе является развитие мелкой моторики пальцев. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. Поэтому до момента поступления ребенка в школу и в процессе обучения его письму учитель должен создавать условия для развития мелких мышц руки.

В методике обучения детей письму существует много игр и упражнений по развитию моторики: лепка из глины и пластилина, рисование, раскрашивание картинок, изготовление поделок из бумаги, природного материала, конструирование,

застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке, пальчиковая гимнастика с предметами (включает комплекс упражнений с ученической ручкой, который предназначен для детей 6-8 лет).

Для формирования автоматизированного письма, необходимо отработка всех качеств.

Для работы над качествами письма необходимо проводить комплексную работу:

1.                     Совершенствование  формы букв в письме учащихся.

2.                     Отработка правильности соединений букв.

3.                     Отработка правильного наклона и параллельности штрихов, идущих в одном направлении (вверх или вниз).

4.                     Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице.

5.                     Выработка одинакового, равномерного и пропорционального расстояния между элементами букв, между буквами, словами.

6.                     Отработка одинаковой скорости.

7.                     Выработка плавности и ритмичности письма.

1. Работа над формой букв - основная задача чистописания, т. к. отчётливость почерка больше всего зависит от того, насколько правильно пишется отдельная буква.

  Очень важным является сознательное овладение учащимися формой букв, особенно на том этапе, пока письмо не стало автоматическим. В это время формируется зрительно- двигательный образ письменной буквы и привычка писать аккуратно. Поэтому очень важно, чтобы дети видели и знали:

1)                      общее, что характерно для письма всех букв, т. е. умели выделить  основной и соединительный элементы движения в письме любой буквы;

2)                       особенное, то, что образует характерную форму именно этой буквы (наличие петли, полуовала или овала, … ), знали пропорции буквы;

3)                      то, как пишется та или иная буква;

4)                      могли бы отличить правильно написанную букву от неправильной, указать, в чем ошибка.

         

Основные упражнения для отработки формы букв:

1) 18.png - впиши букву.

2) Отремонтируй букву: 19.png

3) Вставь пропущенную букву: Му.ом

Вот один и занимательных этапов урока письма. К букве Р на именины в гости спешат подружки.

На доске. 

20.png- это место для букв.

Буква Р на именины

Буквы в гости пригласила.

Свою младшую сестру,

Поудобней посажу.

Пригласила букву О,

Место ищет О свое.

Где ж начало у меня?

Вот где сяду я, друзья.

Стрелки платье мне погладят

Стульчик спинку мне поправит

Эх красивая же я,

Посмотрите на меня.

В дверь стучится буква У

- Проходите, вас здесь ждут

- Ой, здесь место для меня

Отыщу я без труда

Вот начало . , вот загиб,

Вот петля и У сидит.

Дверь открылась и зашли

Две красавицы сестры

Я высока и стройна

Встану здесь вначале я.

Я – поменьше, уступлю

И в конец стола уйду.

 

Что такое, что случилось?

Тут же слово получилось!

Слово громко прочитай,

Чтобы каждый звук звучал.

Чтобы буквы подружились

Чтоб они не разлучились

Мы к началу каждый буквы

Проведем волшебный штрих

И довольны наши буквы,

Успокоили мы их.

А теперь в своей тетрадке

Напишите слово так

Чтобы буквы не упали,

Чтобы ровно все стояли.

Чтобы слово написать,

Надо три момента знать:

1.                     Каждой буквы знай начало

2.                     Направление руки

3.                     И к началу каждой буквы

Штрих короткий проведи.

4.                     Укажи начало каждой буквы.

5.                     Стрелкой покажи направление движения руки при письме данных букв.

6.                     Исправь ошибку

Ошибки:      - неравномерное расстояние между элементами

           - неодинаковая высота элементов

           - неравномерный наклон элементов и т. д.

 

Работа над соединениями букв

В разных методических системах используется различные способы соединений:

а) верхний повтор (повтор справа налево)

б) нижний повтор (повтор слева направо)

в) повтор снизу по написанному слева направо

г) петельные соединения.

Соединения типа а), б), г) могут быть использованы для соединений, как с овалами, так и с полуовалами и закруглениями, т. к. это соединение однотипно, т. е. со всеми формами букв одинаково. Соединения типа в) могут быть использованы только с овальными буквами.

  Детям сначала не так легко бывает привыкнуть, в каком буквосочетании, какое соединение использовать. Задача учителя – постоянно отрабатывать правильные, нужные  соединения в буквосочетаниях, наиболее удобные в них.

  Например, в основу обучения детей письму по прописям. Бетеньковой положен упрощенный школьный рукописный шрифт, введенный, ещё в начале 70-х г.г. Однако авторы этого комплекта считают неправильным широко рекомендуемое пособиями по обучению письму нижнее соединение со всеми овальными буквами в словах как несоответствующее характеру русского письма. Из 33 букв русского алфавита 22 буквы начинаются сверху, 8 букв – с середины и только 3 буквы – л, м, я – имеют нижнее начало. Нижнее соединение является искусственным и приводит к искажению букв, особенно овальных.

При соединении букв в слове целесообразно придерживаться только одному правилу: все соединительные линии вести от написанной буквы к точке начала следующей буквы, т. е. вверх или середину, кроме букв л, м, я, начинающихся снизу   ям  ял  яр

 Мя  ля  ря

Муром      Зоопарк

  3. Секрет наклонного письма в правильном расположении тетради и в правильном положении ручки в руке пишущего.

  4. Высота письма.

Соблюдение   учащихся  одинаковых  высоты  букв  на стройке и на всей странице создаёт впечатление аккуратного письма. Обучению письму  в «Моих первых тетрадках» (прописи 1,2,3,4 Бетеньковой) с самого начала ведется  по  разлиновке   в одну линейку с расстояниями  между линиями 8 мм, что даёт возможность обучать детей сразу единому способу письма с 1-го по 11класс, переучивания, ускоряет   выработку автоматизма письма. Для облегчения высоты строчных  букв  в тетрадях 1,2,3 проведена срединная пунктирная линия на высоте 4 мм,  которая в дальнейшем постепенно снимается, и дети приучаются   самостоятельно  определять  высоту букв . 

  Упражнения для формирования умений определять высоту букв. 

  1. Отремонтируй  букву

  2. Вставь пропущенную букву пен.л

  3. Определи правильную высоту букв  п  п  п(выпиши буквы такой же высоты, проверь с помощью  линейки)

  4. Исправь ошибку: зима

  Учитель, конечно, должен добиваться письма необходимой высоты, но при этом следует учитывать индивидуальные особенности детей. Поэтому, если у ученика при смене высоты письма резко ухудшается почерк, следует разрешить ему писать немного выше или ниже – главное, чтобы строчные буквы были одинаковой высоты.

  Ритм, скорость и плавность письма.

  Основными показателями хорошего почерка, кроме его четкости, являются плавность, ритмичность и скорость письма.

  Существует мнение, что тайна красивого и быстрого письма в строгом размере движений. «Так для пишущей руки, - писал К. Д. Ушинский, - то же самое, что и для танцующей ноги». Действительно, ритмичность в письме освобождает мышцы от излишнего напряжения, рука значительнее меньше устает, движется легче.

  Письмо под счет вместе с тем должно способствовать уравниванию скорости письма всех детей класса, подтягивать тех, кто не сразу приступает к заданию, отстает и останавливать тех детей, которые спешат и выполняют задание наспех.

  Кроме чисто графических условий, на скорость и качество письма оказывают влияние степень овладения навыков чтения, звуко-буквенным анализом, орфографией, точностью излагаемой мысли (речевым письмом) и вид выполняемой письменной работы (письмо по памяти, под диктовку, списывание и д. р. Чем сложнее мыслительная деятельность (чтение текста, понимание заданий, обдумывание орфографических задач и пр.),тем медленнее будет выполняться письменное упражнение.

  Чтобы развить большую свободу и гибкость движение пальцев в кисти при письме, обычно проводится упражнения в виде росчерков, петель, соединений. Их можно проводить как  письмо в воздухе по написанному на доске или на таблице, так и ручкой, карандашом. Специальные  упражнения рекомендуется  организовать так ,чтобы они имели более широкий  диапазон воздействия .

Здесь помогут знания учителя о том, на развитие  каких движений направлено каждое предлагаемое им упражнение. Одни из них способствуют развитию подвижности кисти руки, другие развивают подвижность пальцев:

-упражнение для движения кисти слева направо и наоборот.

-упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх.

  -упражнения для движения пальцев и кисти 

  -упражнения для движения кисти  и предплечья, пальцев и кисти.

         -упражнения выполняемое движением по часовой стрелке, в письме букв с петлями.

  -движения кистью и пальцами выполняются при письме букв В,з,З,е,Е.                     

На минутках каллиграфии можно использовать любые соединения букв и элементов, как для всего класса  таки индивидуально.

1.                     Подготовка к письму. Письмо элементов букв. Название элементов строчных и прописных букв.

2.                     Анализ процесса письма и элементов букв

3.                     Прежде всего, надо выделить основной элемент движения в письме любой буквы. Надо исходить из того, что, когда мы пишем, основным движением руки является движение к себе (вниз). Этим движением и пишется основной элемент- прямая черта. Для написания следующего элемента требуется провести ручку от себя (вверх) с некоторым наклоном вправо. Это соединительный элемент. Его функция - соединить два основных элемента или две буквы.

4.Основной элемент - движение на себя - написан с наименьшим наклоном; соединительный элемент - движение от себя - написан с большим наклоном. Движение на себя пишется с большим усилием, чем движение от себя. Такое деление на основной и соединительный элементы, соответствующие самому процессу письма, даёт возможность выделить эти элементы во всех буквах письменного шрифта.

21.png

5.                     Анализируя так движение, можно изобразить схему письма любого слова, например, слова  река

6.22.png

7.                     Этот способ анализа элементов движения в письме букв является очень важным. Он должен применяться на всех этапах обучения. Однако такой анализ не исчерпывает специфики форм всех букв письменного шрифта. Анализ элементов букв может быть более детальным и конкретным. Работая, например, по прописям Бетеньковой можно говорить о таких элементах:

23.png

8.                     Свою работу в этом направлении на подготовительном этапе я представляю в виде таблицы.  

Основные элементы письменных букв и их названия

Способ письма основных элементов

Занимательный материал

 

1.

 

Большие и малые прямые наклонные линии.

 

Большие - немного отступив от верхней рабочей линейки, малые - от пунктирной линии (середина рабочей строчки) – письмо элементов «на себя», к середине своей груди. 

 

А найдете вы меня

В чистых капельках дождя

В ярких солнечных лучах

В циферблате на часах

А, к, ж, Т, т, П, п, Н, н, р, ф, ю

В этих буквах я живу.

Графическое упражнение:

1) Я пишу, пишу, пишу,

    15 линий напишу,

     Если вы не верите,

     Возьмите и проверьте.

       

2) Летняя картинка.

    У солнца руки горячи,

    Работают с охотой.

    Всю землю кисточки лучи

    Покрыли позолотой!

    А серый дождик озорник

    Тихонько подошел

    И все зачиркал – чик – чик – чик –

    Простым карандашом.

                  

 

2.

Прямая линия с закруглением внизу

 

Начало как у прямых наклонных линий, но внизу закругление.

 

Загадка.

В раздевалке я служу,

На весу пальто держу (вешалка)

А ещё меня найдешь

В черной ручке у зонта.

Я похожа на крючок,

Напиши меня, дружок.

В букве а и в букве ш,

Ты всегда найдешь меня.

А, И, и, Й, й, Л, л, М, м, Ч, ч, Т, т, П, п, Ш, ш, Щ, щ.

 

 

3.

Прямая наклонная линия с закруглением вверху.

 

Малые – чуть ниже середины рабочей строки. Большие чуть выше середины рабочей строки.

 

Стебельком представляются

У весеннего цветка.

 

Я прямая линия

С закруглением вверху.

В букве т и в букве з

Я давно уже живу.

 

4.

Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу.

 

 

Соедини способы написания уже изученных элементов.

 

Я похожа на гуся

Напиши, дружок, меня

 

Букву Г и букву И,

Букву Р и букву П,

Букву Т и букву Ш,

Не напишешь без меня.

 

 

5.

Большой и маленький овалы.

 

Начинай малый овал чуть ниже середины рабочей строки, а большой – чуть выше. Движение руки направляй влево-вниз и вправо-вверх.

 

Желудь с дерева упал

Я его нарисовал.

Огурец растет на грядке,

Вот овал и все в порядке.

В А, Б, В и в Д, и в О

Я живу уже давно

А ещё найдешь меня

В Ф и в Ю и даже в Я.

 

 

6. Большие и малые полуовалы

 

Начало как у овала, направление руки влево-вверх,-вниз,- вверх. Вправо-вверх,-вниз,-вверх.

По часовой стрелке и против часовой стрелки.

 

 

Словно месяц в небе светит,

Ночью все меня заметят.

 

7.

 

 Линия с петлей вверху и внизу.

 

Линию с петлей внизу начинаем писать с середины рабочей строки и по направлению.

Линию с петлей вверху – чуть ниже середины рабочей строки.

 

 

Я красивая петля

В букве В встречай меня,

В букве З и в букве Д,

 

И меня ты в букве Н

Нарисуешь без проблем.

 

А найдете вы меня В букве Ц и букве Щ.

 

 

8.

Малая и большая пламевидные прямые.

 

 

Снизу элемент пиши,

Вверх и вправо поведи.

 

Буквы А, М, Л, и Я

Начинай писать с меня.

 

9.

Петля на линии строки.

 

Начинай выше середины рабочей строки.

 

В букве Д у мышки хвост

Ты напишешь в полный рост

Мышка хвостиком шуршит

На строке петля лежит.

Отработка формы букв по группам

1.                     Группа букв: и, ш, И, Ш; п, р, т, г. Эту группу составляют самые простые по начертанию буквы, включающие основные соединительные движения.

2.                     Группа букв: л, м, Л, М, я,  Я, . Все буквы пишутся движением против часовой стрелки.

3.                     Группа букв: у, ц, щ, Ц, Щ, Ч, ч – наибольшее затруднение вызывает письмо петель. В букве У петля большая, в буквах Ц и Щ – маленькая. Буква Ч близка к написанию букв первой группы.

4.                     Группа букв: с, С, е, о, О, а, д, б  включает полуовальные и овальные буквы, пишущиеся движением против часовой стрелки.

5.                     Группа букв: ь, ъ, ы, в  в двух вариантах соединений включает овалы и полуовалы с петелькой, осуществляющиеся движением против часовой стрелки.

6.                     Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К  включает комбинированные движения как по часовой, так и против часовой стрелки и овалы.

7.                     Группа букв: В, З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. Общим для этой группы букв является написание полуовалов и овалов движением по часовой стрелке.

8.                     Группа букв: Ф, Г, У, Т, П, Б, Р, Д. Общим для букв является письмо элемента идущего сверху вниз и соединяющимися с последующими буквами нижним поворотом или небольшой петлей. В буквах Г, Т, П, Б, Р – есть верхние элементы.