Лекция 5 - ЭУМК

Лекция 5

Лекция 5.

Методические условия формирования графических навыков письма. Копировальный, линейный, генетический и тактический методы. Метод Карстера.

           Рассмотрим принципы, методы и приемы обучения первоначальному письму. Своеобразие методики обучения первоначальному письму в сравнении с методикой отработки техники письма и каллиграфии обусловлено особенностями психофизиологического механизма процессов овладения элементарным графическим навыком и выработки его автоматизированности в дальнейшем. В связи с этим в методической науке следует различать принципы двух уровней: 1) обучение первоначальному восприятию и воспроизведению буквенных знаков и 2) отработка техники письма букв и их комплексов, а также каллиграфии.

           Ведущими принципами в методике обучения первоначальному письму являются: 1) поэлементное изучение и 2) одновариантное начертание письменных букв.

          Одновариантное и стабильное начертание буквенных знаков соответствует основной закономерности формирования графического навыка: повторяемости идентичных, единообразных движений руки. Обучение письму на основе этого принципа позволяет снять ряд трудностей в процессе овладения элементарным графическим навыком и предупредить нежелательное явление переучивания.

          В  методической системе поэлементный принцип не ассоциируется с отрывным письмом, так как процесс воспроизведения букв на бумаге реализуется на основе двигательных элементов. Ученик теперь не просто «рисует» зрительно воспринимаемые элементы, а упражняется в изображении частей букв, которые представляют собой относительно законченные движения и поэтому не противоречат естественному ходу движения руки при связном письме.

          Переосмысление содержания поэлементного принципа стало возможным лишь на основе учета одновариантного начертания письменных букв и использования в обучении письму элементов двух категорий, зрительных и двигательных(55, с.233, приложение 1).

          В практике обучения письму этот принцип реализуется благодаря использованию нового поэлементно-целостного метода воспроизведения букв на бумаге. Суть поэлементно-целостного метода определяется закономерностями взаимообусловленной связи между зрительными и двигательными элементами букв. Применение данного метода позволяет целенаправленно формировать целостные, дифференцированные зрительно-двигательные образы букв, на основе которых ученик овладевает первоначальным письмом, т. е. элементарным графическим навыком.

          Технология поэлементно-целостного метода обучения первоначальному письму реализуется с помощью новых методических приемов: аналитического восприятия и практического конструирования букв. Прежде чем приступить к отработке начертания буквы, ученик должен воссоздать ее форму, т. е. сконструировать и переконструировать с помощью специальных элементов-шаблонов (приложение 2).

          В традиционной методике обучения первоначальному письму применялись методы копировальный  и тактический (ритмический), которые с позиции обновленного поэлементного принципа и поэлементно-целостного метода интерпретируются как приемы.

          Прием копирования можно успешно применять на основе достаточно сформированного у ученика зрительного образа изучаемой буквы и при условии воспроизведения ее только по двигательным элементам и в определенной (заданной) последовательности. В связи с этим в методику введено новое понятие «соединительная точка со штрихом», которое применяется для фиксации начала и направления движения руки при письме элементов в букве, а также букв в соединениях. Преимущество такого штриха с точкой в том, что он по сравнению с обычным штрихом, который применяется в обычных учебных пособиях по письму, указывает не только на начало, но и последовательность начертания буквы. Кроме того, он расположен в самом контуре буквы и поэтому используется непосредственно обучающимся в процессе воспроизведения букв и соединений.

          Используя в процессе письма точку со штрихом, ученики овладевают алгоритмом действия: 1) ставь ручку в точку и веди линию в ту сторону, куда направлен штрих; 2) пиши от точки до точки, не отрывая ручку; 3) останавливайся или отрывай ручку от бумаги только в точке. Такой алгоритм позволяет управлять действиями ребенка в процессе воспроизведения буквы по двигательным элементам. В результате он усваивает правило: останавливаться или отрывать ручку нужно не произвольно, а в том месте буквы, где заканчивается предшествующий и начинается последующий двигательный элемент буквы. На первый взгляд это поэлементно-отрывное письмо, однако по сути оно составляет необходимую основу для безотрывного воспроизведения букв  и соединений в будущем.

          Следует также заметить, что сфера применения этого приема должна быть весьма ограниченной: его можно применять лишь на самом первом этапе овладения поэлементным начертанием букв и соединений и при рисовании узоров-бордюров. В любом случае копирования важно, чтобы оно осуществлялось как письмо, правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.

          Издавна в методике обучения детей первоначальному письму применялся ритмический (тактический) прием (метод), т. е. письмо под счет. Этот прием позволяет учителю добиваться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа письма учащихся (приложение 3).

          Применение ритмического приема обосновано объективными закономерностями процесса письма, а именно: движения, идущие сверху вниз, «на себя», выполняются пишущим с большим, а снизу вверх — с меньшим напряжением мышц руки. Все движения в линиях и полуовалах, идущие сверху вниз, пишутся под счет: раз-два-три, а снизу вверх, влево или вправо — и. Так, буква у строчная воспроизводится под счет: раз-и-два-и, а— и-раз-и-два-и (приложение 3).

          Первоклассники в силу возрастных особенностей не умеют чередовать напряжения руки с расслаблением, что зачастую приводит не только к утомлению детей при выполнении письменных работ, но и надолго задерживает формирование у них графического навыка. Реализуя ритмический прием на уроках письма и минутках каллиграфии, учитель обязан научить ребенка правильно чередовать напряжения руки с расслаблением. В процессе письма под счет в почерке детей, пишущих довольно быстро, но небрежно, начинает появляться согласованность и каллиграфическая четкость выполняемых движений. Для других учеников, которые пишут старательно и каллиграфически правильно, но в замедленном темпе, применение ритмического метода способствует развитию устойчивости и скорости письма.

           Письмо под счет осуществляется на уроке как в реальном плане, т. е. в процессе непосредственного воспроизведения детьми на бумаге букв и их соединений, так и в воображаемом, когда дети как бы прописывают букву, делая соответствующее «пустое движение» ручкой в воздухе.

           Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе отличается от копировального способа тем, что учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Если, копируя, ученик может не видеть целого, просто вести по линии, то в воображаемом обведении он видит букву как бы через какой-то оптический прибор, пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.

          Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске, по прописям.

          Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образца, по памяти, писать в воздухе, держа ручку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения. Недостаток этого приема заключается в том, что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движение и форму образца.

Как копировальный способ, так и воображаемое письмо — это вспомогательные приемы, которые, помимо прямого влияния — усвоение движения, восприятие формы, привлекают внимание ученика, вызывают интерес к письму, разнообразят форму обучения (17, c.32).

          Таким образом, приемы копирования и тактирования в сочетании с новыми приемами аналитического восприятия и конструирования букв составляют технологический инструмент поэлементно-целостного метода обучения первоначальному письму.