Лекция 4 - ЭУМК

Лекция 4

Лекция 4.

Учебные пособия.  Таблицы и «Прописи», их назначение в процессе обучения письму.

Пропись - учебное печатное пособие для обучения письму, состоящее из образцов принятого в общеобразовательной школе написания букв, а также само написание букв по этому образцу.

Комплект учебников «Школа России» (под редакцией А.А.Плешакова) представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение.

          Рассмотрим предмет «Обучение  грамоте» авторы В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько. Обучение грамоте проводится по учебнику «Русская азбука» (авторы В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов) и комплекту тетрадей « Пропись» к «Русской азбуке» №1- 4 (авторы В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова)(42).

          В методических рекомендациях к рабочим тетрадям по письму (№ 1, 2, 3, 4) раскрывается система обучения, которая наиболее учитывает возрастные особенности первоклассников, направлена на то, чтобы научить ученика писать, уметь выражать свои мысли письменно, то есть уметь общаться. При этом письмо должно стать потребностью самого ребенка, стимулировать в нем желание не только писать, но и сочинять скороговорки, стихотворения, совершенствовать собственную речь(35,с.45).

          В основе данной системы лежит предваряющее ориентировочное действие (работа практического характера перед письмом или вспомогательная работа при письме: модульная сетка, конструирование с помощью гибких материалов, элементов букв, самих букв и т. д.). Такой подход облегчает усвоение навыков техники письма, позволяет уже в начале обучения письму развивать орфографическую зоркость, слуховое восприятие речи (дети пишут слоги и слова, проговаривая их вслух, ставя вместо букв точки).

          Основной период делится на начальный этап и этап письма слов и предложений.

          В основной период, который начинается с письма гласных букв (с буквы а), вводятся упражнения на узнавание изученных букв в уже написанных словах, обведение по контуру неизвестных еще букв, запись слов и предложений, где вместо незнакомых букв ставятся точки. Каждая страничка обыгрывается (слово рассыпалось на слоги; в руки попала записка с обрывками фраз и т. д.). Можно предложить детям графические диктанты, например, учитель просит написать короткую палочку с закруглением внизу 8.pngрядом — овал ( О ), а затем букву, которая состоит из этих элементов 9.pngили написать все буквы с элементом «с» и т. д.

          Обязательным этапом основного периода является работа с кассой букв и слогов, которая строится с учетом особенностей мышления ребенка и способствует развитию орфографической зоркости. Для развития собственной речи служат задания по составлению сказок, загадок, стихотворений, чистоговорок, скороговорок.

          В основной период постоянно идет работа над словом, которая помогает избежать часто встречающиеся ошибки (пропуск букв, искажение слов). Детям предлагаются следующие задания:

поставить в написанном слове под гласными точки, списать слово, проделать то же самое с уже написанным словом:

10.png

поставить в написанном слове под гласными точки, подчеркнуть согласные; списать, проделать ту же работу:

11.png

в слове подчеркнуть буквы, обозначающие твердый согласный звук, одной чертой, мягкий согласный — двумя чертами:

12.png

Работа в тетради должна занимать не более 7—10 минут, потом необходимы смена деятельности или упражнения для снятия мышечного напряжения руки.

Учитель постоянно контролирует работу, которая выполняется детьми в тетрадях, исправляет недочеты красным цветом и показывает ученикам, как надо выполнить работу правильно. Исправление недочетов начинается с первого дня обучения письму.

          Учитель должен доброжелательно указывать на ошибки, внимательно следить за их исправлением, избегать нотаций, не торопить ребенка. Исправление ранее допущенных ошибок детьми происходит в начале урока (организационный момент).

          Универсальная пропись, составленная В. Г. Горецким, В. А. Илюхиной, способна учить ребенка созидать, думать, развивать логику мышления. Эта пропись помогает сделать урок письма не изнурительным, а увлекательным, интересным и результативным. В прописи большое разнообразие упражнений при работе над словом, предложением, текстом. Ярким примером сказанного может стать с. 11 в прописи 2 (Б), где детей учат писать буквы Вв.

          Свободное пространство в прописи можно использовать по усмотрению учителя. Это могут быть диктанты букв по элементам, игры в «Угадайку» письмо букв по устному их описанию или дописывание недостающих элементов, это и письменные ответы на вопросы, и переписывание печатного текста, диктанты, самодиктанты, минидиктанты и даже минисочинения, это и запись столбиков слов по определенному признаку.

Целью обучения шестилетних школьников первоначальному письму по  системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова является формирование у них элементарного графического навыка, который наряду с навыком чтения позволит им в будущем приобщиться к богатствам родного языка и успешно продвигаться в учебной деятельности.

          Данная методическая система разработана на основе новой концепции развивающего обучения письму. По мере овладения элементарным графическим навыком у маленьких школьников формируются основные мыслительные операции: анализ-синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и др. У них развиваются пространственные представления и понятия, способность рассуждать и доказывать.

          В последние годы в методике обучения письму появилось противоречие между двумя тенденциями: поэлементным и целостным начертанием букв. В ныне действующих методических системах в сравнении с традиционными безотрывное письмо неправомерно противопоставляется поэлементному, которое интерпретируется лишь как отрывное (несвязное) вопроизведение букв и их комплексов. Это обусловлено недостаточным учетом в методике современных достижений смежных наук: дидактики, лингвистики, физиологии, психологии, кибернетики (например, данных о закономерностях движения руки при письме, о закономерностях зрительного распознавания графических знаков как своеобразных форм и др.).

          При разработке предлагаемой системы были использованы научные данные других наук, что позволило разрешить названное выше противоречие, создать новый понятийный аппарат методики обучения письму и внедрить в практику начальной школы новую технологию овладения элементарным графическим навыком.

          Основу технологии обучения письму составляют два принципа (одновариантного начертания и поэлементного изучения букв), метод поэлементно-целостного письма, приемы аналитического восприятия и конструирования буквенных знаков, а также приемы копирования и тактирования процесса воспроизведения букв на бумаге.

          В период обучения грамоте ребенок впервые познает объективно существующие отношения между звуком и буквой, т. е. учится перекодировать фонемы в графемы и наоборот. Качество такой перекодировки зависит от уровня протекания у первоклассника процесса дифференцировки звуков родной речи по слухо-артикуляционным свойствам и соответствующих им буквенных знаков по зрительно-двигательным признакам. Неумение ребенка различать признаки этих двух порядков сказывается прежде всего на графическом качестве его письма. Он может допускать ошибки в виде разнообразных замен буквенных знаков или искажения их формы до неузнаваемости. А это в свою очередь связано с изменением или утратой смысла слова. Такие ошибки отнесены к категории графических.

          Основной задачей в период первоначального обучения письму является формирование у учащихся достаточно четких зрительно-двигательных образов изучаемых букв (см. приложение 1).

          Теоретическую основу данной системы обучения письму составляют следующие положения:

1. Графический навык — автоматизированный способ действия письма Он представляет собой технику начертания букв и их комплексов на бумаге. Но в своей основе это сложное речевое действие, которое реализуется через взаимосвязанную деятельность четырех компонентов: слухового, артикуляционного, зрительного и рукодвигательного.

2. Зрительный образ буквы, формирующийся в памяти ученика, выполняет роль связующего звена между речевыми (слухо-артикуляционными) компонентами и соответствующими движениями руки при воспроизведении букв и их комплексов на бумаге.

З. В процессе обучения младших школьников первоначальному письму зрительный образ буквы имеет первостепенное значение. Поэтому формирование в памяти ребенка зрительного представления о форме буквенного знака должно происходить в процессе специально организованной деятельности по практическому воссозданию форм букв при конструировании их с помощью определенных элементов шаблонов или путем графического построения на ЭВМ.

4. Процесс первичного воспроизведения букв осуществляется на основе сформированных у первоклассника зрительных представлений о форме графических знаков и с учетом закономерности движения руки при письме. При таком условии первично сформированный образ буквы не разрушается в процессе ее непосредственного воспроизведения на бумаге. В результате в памяти ученика закрепляется целостный (единый) зрительно-двигательный образ изучаемой буквы.

5. Совокупность письменных букв, изучаемая первоклассником в период овладения грамотой, должна иметь определенную структуру. Это позволяет реализовать активную поисковую деятельность ученика при практическом воссоздании (конструировании) форм изучаемых графических знаков, что положительно влияет не только на формирование элементарного графического навыка, но и способствует развитию интеллектуальных способностей младшего школьника (55,с.221-222).

          Приемы копирования и тактирования в сочетании с новыми приемами аналитического восприятия и конструирования букв составляют технологический инструмент поэлементно-целостного метода обучения первоначальному письму по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

          Наряду с традиционной методикой обучения письму и формирования каллиграфических умений и навыков у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыков письма. Это объясняется тем, что методика обучения письму, как и всякая другая, - явление  не застывшее.

Она развивается. Поэтому многие методисты предлагают свои методики обучения письму, считая каждую из них лучшей. Многие методисты делают упор на то, что формирование каллиграфического навыка должно сегодня работать на решение общей стратегической задачи обучения – на совершенствование всех сторон личности ученика, на развитие у него новых способностей (47, с.104).   Даже если класс обучается по одной из любых программ, учителем могут быть взяты элементы и из других программ, для лучшего формирования каллиграфических умений и навыков у учащихся своего класса.