Лекция 1 - ЭУМК

Лекция 1

Лекция 1.

Цели занятий письмом в начальных классах.

С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою  специфику. Специфика  письма заключается  в том,  что оно имеет  две стороны  графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно.

Задача формирования каллиграфических умений выступает как одна из проблем в образовании. Еѐ изучением занимались и занимаются многие учѐные, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как: ―письмо с секретом‖; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определѐнную систему принципов, методов и приемов (Н.Г. Агаркова, М.М. Безруких, Е.В.Гурьянов, Л.Я. Желтовская, В.А. Илюхина, Е.Н. Потапова, Е.Н.Соколова, Н.А. Федосова).

Письмо называют «базовым» навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе, и не только по русскому языку.

          Основной принцип обучения письму должен соответствовать и в значительной мере определяться системой самого письма, а значит, при обучении русскому языку это звуковой метод или, вернее, фонематический, так как система письма — звуко-буквенная.

В течение 3—3,5 месяцев первоклассники овладевают одновременно с чтением элементарным навыком письма. За это время школьники научатся:

а) правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой, придерживаться строки; соблюдать поля;

б) писать в соответствии с прописями все буквы русского алфавита, строчные и заглавные, а также соединять их в словах; переводить печатный текст в письменный;

в) записывать слова и предложения из трех-четырех слов после их звукобуквенного анализа с помощью учителя и без помощи;

г) списывать, а также писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением; проверять написанное, сравнивая с образцом, а также способом проговаривания;

д) записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа.

Согласно Основной образовательной программе начальной школы [57, 58], основными требованиями к знаниям и умениям учащихся 1 класса по каллиграфии являются:

-              Правильное, без искажений письмо строчных и заглавных буквы, соединение букв в слова.

-              Правильное списывание слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом.

-              Письмо под диктовку предложений из 3-5 слов без пропусков и искажений букв.

Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Работа над каллиграфией начинается с первых дней поступления ребенка в I класс и продолжается в последующих классах.

Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности старательного отношения к выполнению любой работы.

Целью занятий по письму является формирование навыка графически правильного, четкого и достаточно скорого письма. Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений. Особенности графического навыка в том, что это, с одной стороны, двигательный навык, т. е. такое действие, которое опирается на первый взгляд лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки (перекодировка). Это придает письму характер сознательной деятельности. Эта сторона письма как специфической человеческой деятельности и составляет главное в навыке письма.

Цели и задачи формирования каллиграфического навыка в период обучения грамоте теснейшим образом связаны с формированием навыка письма в целом. Сначала необходимы ознакомление с правилами посадки и владение инструментами, ориентировка на страницах прописей, тетрадей, первоначальное ознакомление с начертанием букв, буквосочетаний, письмом слогов, слов, предложений. Затем закрепление и совершенствование этих умений на уроках чистописания. На первый план выдвигаются задачи по обучению воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах. Правильной расстановки слов на строке.