Практические занятия - ЭУМК

Практические занятия

 

Тематика и планы практических занятий для студентов

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  № 1

Тема: Значение и задачи обучения каллиграфии.

  План:

1.Понятие о каллиграфии.

2.Связь каллиграфии с педагогикой и психологией детей младшего школьного возраста.

3.Из истории развития письма.

4.Краткие сведения по гигиене письма.

5.Усвоение правил посадки при письме.

6.Учебные пособия для обучения письму.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Что такое каллиграфия?

2.Для чего нужна каллиграфия?

3.Чему способствует работа по каллиграфии?

Задания для самостоятельной работы:

Знакомство с историей каллиграфии.

Основная литература:

1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.

2. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996.

Дополнительная литература:

1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М.: Знание, 1974, с. 50-53.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  № 2

Тема: Методы обучения письму.

План:

1.Копировальный метод обучения письму.

2.Линейный метод.

3.Генетический метод.

4.Тактический (тактовый) метод.

5.Метод Карстера.

Вопросы для коллективного  обсуждения:

1.Какие методы обучения письму существуют?

2.В чём суть каждого из методов?

3.Какие методы обучения письму следует использовать в начальной школе?

Задания для самостоятельной работы:

Чтение литературы по теме.

Основная литература:

1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.

2. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996.

Дополнительная литература:

1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М.: Знание, 1974, с. 50-53.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  № 3

Тема: Подготовительные упражнения к письму.

  План:

1.Связь каллиграфии с анатомией.

2.Подготовительные упражнения для развития руки.

3.Подготовительные упражнения для развития глазомера (составление и подбор).

4.Знакомство с опытом Е.Н.Потаповой.

5.Упражнения в штриховке.

6.Изготовление шаблонов, трафаретов.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Для чего нужно использовать подготовительные упражнения перед письмом?

2.Какие виды упражнений предлагает методика обучения письму?

3.Чем хорош опыт Е.Н.Потаповой?

4.Для чего используется штриховка?

Задания для самостоятельной работы:

Упражнения в штриховке.

Основная литература:

1.Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: Просвещение, 1990.

2.Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.

3. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996.

 

Дополнительная литература:

1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М.: Знание, 1974, с. 50-53.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  № 4

Тема: Письмо элементов строчных и заглавных букв групп по группам.

План:

1.Варианты группировки элементов и букв.

2.Изготовление карточки – контроля (индивидуальное пособие по каллиграфии).

3.Письмо элементов заглавных и строчных букв по группам (с объяснением). 4.Упражнения в раскрашивании.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Для чего нужно группировать буквы?

2.По каким критериям можно группировать?

3.Для чего и как используется раскрашивание?

Задания для самостоятельной работы:

Упражнения в раскрашивании.

Основная литература:

1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.

2. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996.

Дополнительная литература:

1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М.: Знание, 1974, с. 50-53.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  № 5

Тема: Письмо строчных букв 1 группы.

  План:

1.Элементы строчных групп 1 группы.

2.Письмо элементов и соединений в тетради с разлиновкой в 2 линии.

3.Подбор тематических групп слов.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Как называются элементы строчных букв 1 группы?

2.Как объясняется написание каждой из строчных букв первой группы?

Задания для самостоятельной работы:

Упражнения в написании строчных букв 1 группы.

Основная литература:

1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.

2. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996.

Дополнительная литература:

1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М.: Знание, 1974, с. 50-53.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  № 6

Тема: Письмо строчных букв 2 группы.

План:

1.Элементы строчных групп 2 группы.

2.Письмо элементов и соединений в тетради с разлиновкой в 2 линии.

3.Подбор загадок о форме букв.

Вопросы для коллективного  обсуждения:

1. Как называются элементы строчных букв 2 группы?

2.Как объясняется написание каждой из строчных букв второй группы?

Задания для самостоятельной работы:

Упражнения в написании строчных букв 2 группы.

Основная литература:

1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.

2. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996.

Дополнительная литература:

1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М.: Знание, 1974, с. 50-53.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  № 7

Тема: Письмо строчных букв 3 группы.

План:

1.Элементы строчных групп 3 группы.

2.Письмо элементов и соединений в тетради с разлиновкой в 2 линии. 3.Изготовление картинного алфавита с объяснением написания букв. 4.Тематическая запись слов в тетради и на доске (музыкальные инструменты).

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Как называются элементы строчных букв 3 группы?

2.Как объясняется написание каждой из строчных букв 3 группы?

Задания для самостоятельной работы:

Упражнения в написании строчных букв 3 группы.

Основная литература:

1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.

2. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996.

Дополнительная литература:

1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М.: Знание, 1974, с. 50-53.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  № 8

Тема: Письмо заглавных букв 1 группы.

План:

1.Элементы заглавных групп 1 группы.

2.Письмо элементов и соединений в тетради с разлиновкой в 2 линии.

3.Подбор физминуток для пальцев руки.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Как называются элементы заглавных букв 1 группы?

2.Как объясняется написание каждой из заглавных букв 1 группы?

Задания для самостоятельной работы:

Упражнения в написании заглавных букв 1 группы.

Основная литература:

1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.

2. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996.

Дополнительная литература:

1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М.: Знание, 1974, с. 50-53.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  № 9

Тема: Письмо заглавных букв 2 группы.

 План:

1.Элементы заглавных групп 2 группы.

2.Письмо элементов и соединений в тетради с разлиновкой в 2 линии. 3.Упражнения в письме букв с комментированием (у доски и в тетради).

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Как называются элементы заглавных букв 2 группы?

2.Как объясняется написание каждой из заглавных букв 2 группы?

Задания для самостоятельной работы:

Упражнения в написании заглавных букв 2 группы.

Основная литература:

1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.

2. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996.

Дополнительная литература:

1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М.: Знание, 1974, с. 50-53.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  № 10

Тема: Письмо заглавных букв 3 группы.

План:

1.Элементы заглавных групп 3 группы.

2.Письмо элементов и соединений в тетради с разлиновкой в 2 линии.

3.Запись слов по темам в тетради и на доске (имена собственные).

Вопросы для коллективного  обсуждения:

1.Как называются элементы заглавных букв 3 группы?

2.Как объясняется написание каждой из заглавных букв 3 группы?

Задания для самостоятельной работы:

Упражнения в написании заглавных букв 3 группы.

Основная литература:

1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.

2. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996.

Дополнительная литература:

1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М.: Знание, 1974, с. 50-53.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  №11

Тема: Обучение письму в тетрадях с разлиновкой в 1 линию.

План:

1.Письмо строчных букв разных групп в тетрадях с разлиновкой в 1 линию. 2.Работа по обучению письму леворуких детей.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Какова специфика обучения письму леворуких детей?

2.Надо ли переучивать леворуких детей на письмо правой рукой?

Задания для самостоятельной работы:

Упражнения в письме строчных букв разных групп в тетрадях с разлиновкой в 1 линию.

Основная литература:

1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.

2. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996.

Дополнительная литература:

1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М.: Знание, 1974, с. 50-53.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  № 12

Тема: Письмо заглавных букв.

  План:

1.Письмо заглавных букв разных групп в тетрадях с разлиновкой в 1 линию. 2.Подбор занимательного материала для уроков письма.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Для чего используется занимательный материал на уроках письма?

2.Какие требования следует выполнять, привлекая занимательный материал?

Задания для самостоятельной работы:

Упражнения в письме заглавных букв разных групп в тетрадях с разлиновкой в 1 линию.

Основная литература:

1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.

2. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996.

Дополнительная литература:

1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М.: Знание, 1974, с. 50-53.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  № 13

Тема: Опыт работы Н.М.Бетеньковой.

  План:

1.Упражнения для совершенствования навыков письма.

2.Знакомство с опытом обучения письму Бетеньковой Н.М.

3. Подбор загадок о животных.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Какова специфика обучения письму в методике Бетеньковой Н.М.?

2.Как использовать загадки на уроке письма?

Задания для самостоятельной работы:

Подбор загадок о животных.

Основная литература:

1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.

2. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996.

Дополнительная литература:

1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М.: Знание, 1974, с. 50-53.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  № 14

Тема: Письмо с «секретом» В.А.Илюхиной.

  План:

1.Совершенствование навыков письма. Знакомство с опытом обучения письму и корректировки почерка В.А,Илюхиной.

2.Изготовление картинного алфавита с описанием начертания букв. 3.Упражнения для исправления почерка.

Вопросы для коллективного  обсуждения:

1.Какова специфика обучения письму в системе В.А.Илюхиной?

2.На какие группы делятся упражнения для совершенствования почерка?

Задания для самостоятельной работы:

Написание алфавита по методике Илюхиной В.А.

Основная литература:

1. Илюхина В.А. Письмо с «секретом». – М.: Новая школа, 1994.

2.Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.

3. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996.

Дополнительная литература:

1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М.: Знание, 1974, с. 50-53.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  № 15

Тема: Урок письма.

План:

  Наблюдение и анализ урока письма.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Какова структура урока письма? От чего она зависит?

2.Какие этапы следует пройти при работе над написанием новой буквы?

Задания для самостоятельной работы:

Анализ урока письма.

Основная литература:

1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.

2. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996.

Дополнительная литература:

1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М.: Знание, 1974, с. 50-53.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  № 16

Тема: Требования к формированию навыка письма.

  План:

1.Качества письма.

2.Письмо цифр.

3.Стихи С.Я.Маршака о цифрах.

4.Письмо в тетрадях по математике.

5.Составление упражнений по чистописанию к урокам русского языка.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Как можно использовать стихи С.Я.Маршака?

2.Над какими качествами письма надо работать на уроке русского языка?

Задания для самостоятельной работы:

Тренировка в написании цифр.

Основная литература:

1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.

2. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996.

Дополнительная литература:

1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М.: Знание, 1974, с. 50-53.

2.Степных В.А. Минутка чистописания в 1 классе //Нач. шк. – 1994 - №8, с.12-14.

3.Тарасова Т.С. Упражнения для разминки при обучении письму // Нач. шк. – 1994 - №8, с. 15-16

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  № 17

Тема: Методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма.

План:

1.Письмо с проговариванием.

2.Комментирование.  

3.Списывание.

4.Слуховой диктант.

5.Упражнения в связном письме слов, предложений, текста.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Для чего на уроке письма используются проговаривание, комментирование, списывание, слуховой диктант? Как?

Задания для самостоятельной работы:

Упражнения в связном письме слов, предложений, текста.

Основная литература:

1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.

2. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996.

Дополнительная литература:

1.Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М.: Знание, 1974, с. 50-53.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  № 18

Тема: Опыт учителей по формированию каллиграфического навыка письма.

План:

1.Н.Г.Агаркова. «Конструирование буквы.

2.П.М.Маркова. «Обучение письму первоклассников».

3.Н.А.Федосова. «Дифференцированное обучение на уроке».

Вопросы для коллективного  обсуждения:

1.Для чего необходимо изучать опыт учителей?

2.Что новое узнали об обучении письму?

Задания для самостоятельной работы:

Подготовка сообщений об опыте учителей.

Основная литература:

1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.

2. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996.

Дополнительная литература:

1. Агаркова Н.Г. Конструирование буквы – ведущий приём в обучении шестилетних детей письму //  Нач.шк. – 1989 - №12, с. 36-42.

2. Маркова П.М. Обучение письму семилетних первоклассников. – М.: Просвещение 1996.