Специализированное прикладное программное обеспечение
Виды обучающих программ
Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию.
Алгоритм. Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения — составление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике — это предписание, определяющее последовательность умственных и/или практических операций по решению задач определённого класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы. Активизирующий фактор — необходимость давать ответ, заполняя пробел. Достоинство линейной программы в том, что ученик обязательно усваивает материал благодаря малым дозам, непосредственной проверке и возможности повторения упражнения. Вместе с тем линейная программа подверглась критике за то, что мелкие шаги обучения не позволяют ученику видеть общие цели, достигать цели скачком, индивидуализировать содержание и темп обучения. Кроме того, ответ учащегося в форме выборочного ответа ограничивает, по мнению критиков линейного программирования, инициативу и самостоятельность учащихся.
Разветвлённое программирование. Критика линейных программ привела к созданию разветвлённых программ. Их создатель Н.А. Краудер считает, что дозы учебного материала должны быть достаточно большими, поскольку усвоение зависит не от безошибочного пути мелкими шагами, а от глубокого и всестороннего анализа содержания. Вторая особенность разветвлённой программы — разнообразие вариантов ответа ученика: ученик выбирает правильный ответ в контрольном задании из набора ответов, где есть, кроме правильного, неполные и неверные ответы, содержащие типичные ошибки. Если ученик выбрал правильный ответ, он переходит к следующему шагу. Если нет, ему разъясняется сущность ошибки и он получает указание работать с одной из дополнительных программ в зависимости от сделанной ошибки или вернуться к исходному пункту . Таким образом, разветвлённая программа ведёт учеников разными путями в зависимости от их ответов и ошибок. Однако и у неё есть недостатки. Её критики считают, что выбор ответа провоцирует ученика угадывать ответы, запоминать и исключать ошибочные, то есть даже разветвлённая программа не даёт ученику цельного и системного представления о материале. Наконец, обучение по любой из названных программ, считают критики, имеет характер искусственный и упрощённый, в то время как учение — очень сложный вид деятельности.
Смешанное (комбинированное) программирование представляет объединение разных видов программ. Это уже сложные программные продукты, включающие в себя разные дозы и виды информации, проблемное обучение и алгоритмы в обучении, различные способы ввода ответов обучаемых, разную степень адаптации обучения к индивидуальным особенностям ученика, возможность индивидуальной и групповой работы с программой. В последние годы идеи программирования реализуются на новой технической (компьютерной) основе.
В смешанных программах материал делится на разные дозы в зависимости от дидактической цели, возраста учащихся, логики учебного материала и самого процесса обучения. Способы ответа обучаемого могут быть разные: конструирование ответа из набора букв, слов и пр.; кодирование ответа условными знаками; выбор ответа из заданного набора; смешанный способ.
Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к справочникам, словарям, пособиям и т.д.
Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только при использовании специальных технических средств, в частности компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.
В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (предлагается другой вариант учебного материала) на основе анализа одного или нескольких (последних) ответов ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.
Средства программированного обучения
Средствами программированного обучения могут быть:
– программированные печатные (бумажные) пособия,раздаточный материал;
– электромеханические устройства;
– компьютерные обучающие средства.
Большинство современных учебных пособий, учебников построено по принципу порционной подачи информации, обеспечено контролем (самоконтролем) в виде вопросов, задач, упражнений. В программированных печатных пособиях учащиеся в зависимости от содержания ответа на контрольные вопросы отсылаются к различным страницам пособия. В программированном пособии логика предмета может быть нарушена.
Электромеханические устройства подачи порций информации и контрольных материалов значительно облегчают процесс поиска учащимся нужных материалов.
Современные компьютерные средства обучения позволяют создавать сложные электронные системы обучения, телекоммуникационные сети, которые обладают большими дидактическими возможностями. В частности, разрабатываются интерактивные программы, в которых обучаемый работает в диалоговом режиме со сложными информационными системами, базами данных, экспертными системами, выполняющими дидактические функции.
Программированный контроль качества усвоения знаний учащимися
Особенность программированного контроля — наличие программы контроля, т.е. вполне определённого описания как последовательности, так и специфики каждой контрольной процедуры, применяемой к учащимся.
Основными требованиями к программированному контролю являются:
а) наличие программы контроля;
б) систематичность проверок знаний;
в) объективность методов контроля.
Для объективизации контроля знаний учащихся в программированном контроле используются тесты различного уровня в виде последовательных батарей, выполненных с заданной надёжностью и валидностью, предъявляемых учащимся на определённое время для решения. Ответы учащихся сличаются со стандартизированными данными, и подсчитывается коэффициент усвоения знаний.
Электронный учебник
Электронный учебник — это специальное устройство либо программное обеспечение, используемое в образовательном процессе и заменяющее собой традиционный бумажный учебник. В настоящее время трактовка словосочетания «электронный учебник» очень широка: в некоторых случаях под ним подразумевается электронная версия бумажного учебника, в некоторых — сложный комплекс программ на электронных устройствах, позволяющий демонстрировать ученикам, помимо текста, обучающий мультимедийный материал, содержащий в себе также интерактивные блоки проверки знаний, обновляющийся из централизованного источника и так далее. Электронные учебники последнего вида находятся в стадии разработки, поэтому в основном современные электронные учебники представляют собой электронный текст с иллюстрациями. Практически все учителя отмечают простоту использования электронного учебника учениками, повышение у школьников мотивации и интереса к работе с учебным предметом с помощью технического устройства, удовольствие при использовании ЭУ на уроках и дома.
Возможности электронных учебников
Концепция электронных учебников состоит в том, чтобы сделать их не просто заменителями бумажных пособий, а инструментом обучения с расширенными возможностями по сравнению с традиционными учебниками . Основное преимущество электронного пособия — интерактивность. Технологии электронных устройств, на которых будут работать электронные пособия, позволят, помимо текста, предоставлять ученикам возможность открывать аудиофайлы, видеоролики, копии различных документов, перекрестные материалы из других пособий и энциклопедий. Предполагается, что на время урока электронные устройства учеников можно будет определять в единую сеть. Преподаватель сможет работать с каждым устройством со своего планшета или другого гаджета, комментировать работу учеников, давать и проверять задания. Помимо новых возможностей в учебном процессе, электронные учебники имеют и другие преимущества перед бумажными, в частности, отсутствие затрат на печать, облегчение веса учебных материалов, которые школьник вынужден носить с собой, сохранение леса, идущего на вырубку для производства бумаги.
Требования к электронному учебнику
Электронные учебники должны удовлетворять следующим качествам:
# Безопасность. Согласно санитарным нормам, детям нельзя работать за компьютером непрерывно более 20 минут. Технология e-ink в этом аспекте имеет преимущества, так как несёт значительно меньший вред для глаз, чем экраны планшетных компьютеров. Помимо вреда для зрения, специалисты указывают на возможный вред, наносимый занятиями с помощью электронных технологий коммуникативным навыкам ребёнка. Чтобы избежать этого вреда, занятие должно быть построено максимально интерактивно. Дети должны общаться по предмету друг с другом и преподавателем. Безопасность для здоровья.
# Удобство. Экран должен быть достаточно большим (от ≈ 20 см (7 дюймов)), изображение — чётким для передачи схем и мелкого текста.
1. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрёстными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области;
2. Для лучшего понимания, усвоения и запоминания материала необходимо использовать технические возможности: анимацию, звук, цвет, иллюстрации. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. Включение специальных фрагментов помогут смоделировать сложные физические и технические процессы.
# Универсальность. Электронный учебник должен быть мультиплатформенным и поддерживаться большинством электронных устройств. В данный момент электронные версии бумажных пособий выпускаются на платформах Android, iOS и Windows.
# Надёжность. В отличие от бумажного носителя, электронное устройство требует более бережного отношения.
# Доступность. Пока остаётся открытым вопрос, кто обеспечит школьников устройствами, воспроизводящими электронные программы обучения. Здесь следует учитывать доступность электронных устройств, особенно для малоимущих семей. Нельзя допустить, чтобы недоступность учебников стала барьером для обучения.
Мировой опыт внедрения
Различные страны активно занимаются внедрением электронных учебников в образовательный процесс. В Южной Корее с 2012 года идёт обучение учителей работе с электронными пособиями. В 2015 году каждая школа должна сделать выбор: изучает она тот или иной предмет по бумажным или по электронным учебникам. В США действует целая программа по их разработке. Система обучения по электронным учебникам в Австралии также находится на стадии формирования. Весной 2013 года в 75 московских школах был проведён эксперимент по внедрению электронных учебников. Его продолжительность составила 60 дней, учителя оценили его результаты положительно, но отметили, что электронные учебные материалы нуждаются в доработке.
В 2011 году Минобрнауки России провел экспериментальное внедрение электронных учебников в 38 школах 9 регионов России. В рамках эксперимента были протестированы устройства разных производителей. По итогам эксперимента некоторые СМИ написали о готовности профильного института министерства продолжить работы по внедрению.
Департамент образования города Москвы совместно с издательством «Просвещение» с 1 сентября 2014 года начал проводить эксперимент в рамках проекта “Электронная образовательная среда” по внедрению электронных учебников в шести школах. Занятия проходили по четырем дисциплинам: по истории, химии, биологии и географии. Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 1559 от 8 декабря 2014 года с 1 января 2015 года все российские школы обязаны перейти на те учебники, для которых будет выпущена электронная версия.
В 2015 году 415 учебников, входящих в Федеральный перечень, были переведены в электронную форму. Чтобы войти в Федеральный перечень, электронный учебник должен воспроизводиться как минимум на двух операционных системах и быть безопасным для здоровья. Электронные учебники планируется объединить с электронными дневниками учеников и школьными журналами. Электронный учебник содержит в себе гиперссылки на встроенные в носитель энциклопедии и перекрестные ссылки между разделами учебника, в нем можно прослушивать и просматривать учебные аудио и видео материалы, проходить тестирования. В 2015 году в обучении школьников было задействовано 3,3 электронных учебников. Около 30 столичных школ активно использует их в обучении учеников. К 2018 году оснастить электронными учебниками планируется все школы Москвы.
Редактор HTML
.Реда́ктор HTML или HTML-реда́ктор — редактор исходного кода веб-страниц поддерживающий язык разметки HTML. Обычно делятся на редактор исходного кода и WYSIWYG-редакторы, которые тоже могут иметь возможность редактирования исходного кода. Редакторы HTML являются специализированным программным обеспечением, а значит предоставляют ряд удобств для написания HTML-разметки. Например, подстановку или целые шаблоны страниц, подсветка синтаксиса. WYSIWYG-ответвления могут работать как конструктор сайтов. Каждый редактор эксклюзивен и имеет ряд своих особенностей, достоинств и недостатков. В HTML-редакторе выполняется верстка веб-страниц.
Практически все специалисты пользуются специальными HTML-редакторами. Наибольшей популярностью из них пользуются Macromedia HomeSite и Dreamweaver MX. Они позволяют автоматизированно вводить многие тэги, выделять цветом текст и служебные элементы кода, сразу просматривать в специальном окне получаемый результат. Но эти программы платные.
Для новичка лучше сначала испытать свои силы, пользуясь свободно распространяемыми редакторами. К наиболее популярным из них можно отнести Notepad++, Komodo Edit, Aptana, Alaborn iStyle и KompoZer. Каждая из этих программ обладает своими преимуществами, предоставляет пользователю большие или меньшие функциональные возможности, имеет свой интерфейс. Для выбора подходящей именно вам надо попробовать работать в каждой из них. Это легко осуществимо, поскольку за эти попытки не надо платить.
Кроме указанных программ-редакторов существуют средства визуального проектирования (например, HoTMetal Pro). При создании веб-страниц они позволяют абсолютно исключить необходимость ручного ввода дескрипторов HTML. Однако такие программы выдают в результате слишком избыточный код, объем которого значительно превышает необходимый минимальный размер. Кроме того, часто требуется ручная правка кода для его доводки до желаемого качества .
Что такое HTML? Структура документа HTML
При создании сайта первое, что нужно представлять — это то, как формируется веб-страница. Это, своего рода, «фундамент» в сайтостроении. Поэтому прежде чем, углубляться в изучение более сложных технологий создания сайтов, рекомендуется иметь хотя бы базовые сведения о HTML. В данном уроке мы познакомимся с HTML, разберем структуру документа HTML и на практических примерах закрепим полученные знания.
Что такое HTML?
HTML расшифровывается, как язык разметки гипертекста (от англ. HyperText Markup Language). Данный язык отвечает за то, как именно будет отображаться гипертекст на страницах сайта. Теперь давайте разберемся, что же такое гипертекст? Не секрет, что отдельная веб-страница может содержать много разнотипной информации, будь то текст, какие-то таблицы, графики, видеоролики, аудио и т.д. Так вот, всю эту информацию можно назвать одним словом — гипертекст.
Отметим, что HTML является именно языком разметки, а не языком программирования. В данном языке нет никаких логических функций и произвести какие-либо математические расчеты на нем невозможно. Страницы HTML имеют расширение .html или .htm и обрабатываются браузерами — IE, Mozilla Firefox, Google Chrome, Yandex Chrome, Opera и др.
еперь давайте разберемся как же браузер понимает, что и каким образом отображать на веб-странице? Это очень просто. Язык разметки гипертекста HTML имеет встроенные команды, их называют тегами. Именно по ним браузер и ориентируются.
Структура документа HTML
Любой HTML документ (веб-станица) должен иметь определенную структуру. Это позволит избежать возможных проблем при открытии страниц в браузерах. В качестве примера давайте рассмотрим страницу, которая содержит следующих HTML код:
Разберем по порядку, что входит в данную структуру:
1. Первое, что идет в документе HTML — указание версии (первая строка). Для корректной работы следует указывать данную строку при верстке веб-страницы.
2. Далее идет тег <html>, в конце страницы этот тег нужно закрыть, поставив </html>.
3. Затем идет область для верхней части сайта (шапки). Для этого служит тег <head>. В шапке мы указываем название нашей страницы, помещая заголовок страницы между тегами <title> и </title>. Далее указывается кодировка HTML документа (пятая строка). Это делается для правильно отображения кириллицы. Закрываем область шапки тегом </head>.
4. Мета-тег «description» — краткое содержание страницы, предназначен для поисковых систем. Данный тег является важным для поисковой оптимизации и его необходимо заполнять.
5. Мета-тег «keywords» — ключевые слова, которые могут встречаться на странице. Данный тег также предназначен для поисковиков. В настоящее время этот тег редко используется.
6. Тело страницы открывается тегом <body> и закрывается, соответственно, тегом </body>. В теле веб-страницы размещается, как правило, основной контент — текст, видео, аудио и другая информация.
Таким образом, мы ответили на вопрос, что такое HTML и изучили структуру документа HTML. Полученная в данном уроке информация — это базовые понятия, без них не обойтись.
Программы для создания тестов и проведения компьютерного тестирования
Существует множество программных продуктов, предназначенных для создания тестов и проведения компьютерного тестирования. Они различны по своему функционалу, т.е. по предоставляемым возможностям, а также большинство из них не является бесплатными. В настоящее время достаточно трудно подобрать продукт что называется "под себя", под свои возможности и потребности. Давайте рассмотрим некоторые из таких программ.