Методические рекомендации по выполнению практических работ - Учебно-методический комплекс

Методические рекомендации по выполнению практических работ

 

Методические рекомендации для преподавателей по выполнению практических (лабораторных) работ и/или семинарных занятий

 

Методические рекомендации для преподавателей по проведению лекций

Согласно существующему государственному образовательному стандарту специальности и других нормативных документов целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и практических занятий. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

Лекция — главное звено дидактического цикла обучения. Её цель — формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

· изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

·  логичность, четкость и ясность в изложении материала;

·  возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

·  опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

·  тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

Лекции читаются в соответствии с календарно – тематическим планированием, составленным в начале семестра.

Специфика курса для студентов состоит в том, что готовится специалист, владеющий определенными знаниями в области информационно – коммуникационных сетей и умеющий применить эти знания при решении прикладных задач.

Изложение теоретического материала должно сопровождаться разбором и решением достаточного количества задач, разъясняющих прикладную сущность изучаемых вопросов.

Лекция должна состоять из вступительной, содержательной и заключительной части. Во вступительной части необходимо объявить наименование темы, учебные вопросы и цели лекции; практическую значимость изучаемых вопросов; последовательность изучения учебных вопросов; распределение времени и учебную литературу.

Содержательная часть лекции включает последовательное изложение основных вопросов с использованием доски, наглядных пособий и технических средств обучения.

В заключительной части необходимо ответить на вопросы обучаемых и провести разбор лекции:

·  степень достижения учебных целей;

·   оценку работы студентов;

·   недостатки работы и пути их устранения;

·   задание студентам на самостоятельную работу.

 

Методические рекомендации для преподавателей

по проведению практических занятий

На практических занятиях обучаемые овладевают основными методами и приемами самостоятельного решения задач с помощью компьютера, а также получают разъяснение теоретических положений курса. При этом рекомендуется с помощью вопросов развивать навыки самостоятельного выполнения задач всеми обучающимися.

При проведении практических занятий должное внимание следует уделять: развитию и закреплению навыков в выполнении практических задач; выбору рационального метода выполнения задач с помощью стандартного набора вычислительных средств; задачам прикладного характера, связанным с будущей работой выпускников по специальности.

На практических занятиях могут также сообщаться дополнительные теоретические сведения. Одной из важных целей практических занятий является обучение рациональной организации работы обучаемых над теоретическим курсом по учебникам и учебным пособиям.

Преподаватель на практических занятиях контролирует знания обучаемых по теоретическому материалу, изложенному на лекциях и результаты самостоятельного выполнения или решения задач, как в часы аудиторных занятий, так и на самоподготовке. Результаты контроля оперативно фиксируются преподавателем в журнале.

В результате изучения материала на практических занятиях студенты должны уметь: выполнять задачи по соответствующим разделам и темам дисциплины; выполнять контрольные задания; выполнить задачу и ответить теорию на экзамене или зачете.

Для достижения указанных целей практическое занятие рекомендуется проводить по следующему плану:

1.  Тема занятия и его цель. Преподаватель формулирует и записывает на доске тему занятия и коротко излагает его цель.

2.  Литература. Список литературы может быть дан на первом занятии по разделу в начале семестра. Тогда на занятии лишь делается ссылка на соответствующий источник.

3.  Вопросы по теоретическому материалу. Рекомендуется сформулировать 5 - 6 вопросов теории, которые являются наиболее важными для данного занятия и на базе которых решаются задачи.

4.  Задачи. Подбор задач является самым важным аспектом в плане подготовки к практическому занятию. Задачи следует разделить на две группы: задачи для выполнения в аудитории; задачи для выполнения во время самостоятельных занятий.

Основными формами контроля знаний на практических занятиях являются:

·   проверка домашнего задания;

·   краткий опрос теории:

·   выполнение контрольных заданий.

Критерии оценки результатов выполнения практического задания:

·   оценка «5» - точное, правильное выполнение задания, поиск решения.

·   оценка «4» - правильное выполнение задания, поиск решения, есть небольшие неточности в полученном результате или оформлении.

·   оценка «3» - много неточностей в порядке выполнения задания, ошибки оформления, затруднения по выполнению аналогичных действий.

·   оценка «2» - отсутствие необходимых знаний по изученному материалу, отсутствие представлений о реализуемой технологии, ошибки в процессе выполнения задания.

Преподаватель впра­ве самостоятельно выбирать форму занятия (семинарское, практическое или лабораторное), которую следует проводить в том или ином случае. Как известно, целью семинарского за­нятия является повторение и закрепление учебного матери­ала, обсуждение наиболее интересных и актуальных вопро­сов по конкретной теме, выработка практических навыков использования полученных знаний в профессиональной деятельности. В процессе подготовки к семинарским занятиям в каждой учебной группе должны быть написаны 3—4 доклада, которые оформляются в виде рефератов.

При проведении промежуточной и итоговой аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность — главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

 

Методические рекомендации

по выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа – это совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

Самостоятельная работа реализуется:

1.    Непосредственно в процессе аудиторных занятий – на практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.

2.    В контакте с преподавателем вне рамок расписания – консультации по учебным вопросам и при выполнении творческих и индивидуальных заданий.

3.    В виде внеаудиторной самостоятельной работы.

Актуальность данного вида деятельности студентов очевидна, т.к. именно самостоятельная работа поможет сформировать общие компетенции будущих специалистов и выработать способность:

·        организовывать собственную деятельность;

·        осуществлять поиск информации;

·        использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

·        самостоятельно определять задачи профессионального развития.

Самостоятельная работа студентов предполагает более углубленное освоение материала практических занятий, отдельных вопросов материала курса, выносимых на самостоятельное изучение, а также творческих заданий, связанных с образовательной и научной исследовательской деятельностью магистранта.

Целевые направления  самостоятельной  работы студентов:

Для овладения и углубления знаний:

- конспектирование текста;

- составление тезауруса;

- ознакомление с нормативными документами;

- создание презентации.

Для закрепления  знаний:

- работа с конспектом лекции;

- повторная работа с учебным материалом;

- составление плана ответа;

- составление различных таблиц.

Для систематизации учебного  материала:

- подготовка ответов на контрольные вопросы;

- подготовка сообщения, доклада, реферата;

- тестирование;

- составление кроссворда;

- составление инструкции и памятки.

Для формирования практических и профессиональных умений.

-решение задач и упражнений по образцу;

-решение ситуативных и профессиональных задач;

- проведение анкетирования и исследования.

Средства обучения:

·        дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний  (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники задач и упражнений, журналы и газеты, учебные фильмы, карты, таблицы);

·        технические средства, при помощи которых предъявляется учебная информация (компьютеры, аудио-, видеотехника);

·        средства, которые используют для руководства самостоятельной деятельностью студентов (инструктивно-методические указания, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы, карточки с алгоритмами выполнения заданий).

В ходе подготовки к лабораторному занятию каждому студенту необходимо выполнить следующие задания: изучить и кратко законспектировать в тетради для лек­ций теоретический материал; заполнить таблицу; оформить отчет.

В процессе подготовки реферата рекомендуется исполь­зовать самые разнообразные источники информации по рассматриваемой теме: статьи, сборники материалов различ­ных конференций, учебники и пособия, информационные ре­сурсы Интернета, а также знания и навыки, приобретенные при изучении других дисциплин. В процессе написания и оформления реферата обратите внимание на грамотное оформление текста реферата и титуль­ного листа. Оформление текстовой части работы должно соот­ветствовать требованиям ГОСТ 7.32,2.105,2.316. Текст следует печатать, соблюдая следующие раз­меры полей: левое — не менее 30 мм, правое — не менее 10 мм {рекомендуем — 15 мм), верхнее — не менее 15 мм (рекомендуем — 20 мм), нижнее — не менее 20 мм. При наборе текста на компьютере в текстовом редакторе MS WORD использовать шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал — 1,5. Реферат состоит из содержания, введения, основной части (может быть разделена на 2—3 раздела), заключения, списка использованной литературы приложения.

Критерии оценки самостоятельной работы:

·        оценка «5» - тема раскрыта в достаточной мере, отражены ключевые определения по теме, сделаны выводы, оформление соответствует требованиям, недочетов нет.

·        оценка «4» - тема раскрыта в достаточной мере, отражены не все ключевые определения по теме, сделаны выводы, есть небольшие недочеты в оформлении.

·        оценка «3» - тема раскрыта не в полной мере, отражены не все ключевые определения по теме, выводы недостаточно глубокие, есть недочеты в оформлении.

·        оценка «2» - тема раскрыта не в полной мере, не отражены ключевые определения по теме, выводы не сделаны, есть ошибки в оформлении.