2. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе.
Во-первых, новый этап углубления и расширения западноевропейской интеграции непосредственно связан с развитием ЕЕПВО(Единое Европейское Пространство Высшего Образования). Цели интеграции определены ее внутренней динамикой и глубочайшими переменами в Европе и во всем мире. Завершение строительства единого рынка, создание экономического и валютного союза, вступление в ЕС 10 стран Центральной и Восточной Европы привели к необходимости создания единого рынка высококвалифицированной рабочей силы. С целью подготовки рабочей силы нового типа, политика западноевропейских стран нацелена на интеграционные процессы в сфере высшего образования. Она предусматривает содействие высококачественному образованию и профессиональному обучению, увеличение инвестиций в человеческий капитал. Долгосрочная политика повышения академической, профессиональной и социальной мобильности названа приоритетом номер один. Создание внутреннего рынка потребовало и создания единого рынка образовательных услуг. Развивая ЕЕПВО, общественные органы ЕС расширяют горизонты рынка рабочей силы и тем самым способствуют экономическому росту и социальному благосостоянию населения.
Во-вторых, ЕЕПВО, более четко оформившееся в результате Болонского процесса - это уже и российская реальность. Развертывание обсуждения вопросов в ключе проблематики Болонского процесса способно усилить понимание нашей собственной системы высшего образования, ее восприятие в Европе и в мире. Особенно таких ее новых моментов, как государственный образовательный стандарт с его двухкомпонентной структурой, бакалавриат, аккредитация, связь с миром труда, новая экономическая и социальная политика в сфере высшей школы, автономность и подотчетность, системы обеспечения гарантий и контроля качества. Решение вопросов, обсуждаемых в рамках ЕЕПВО, стимулирует нашу высшую школу относительно структурных, организационных и экономических аспектов ее модернизации. Нынешнее высшее образование России уже несколько лет живет в новых условиях. Освоение российской высшей школой отечественных рынков труда - это важная задача в ее современной миссии.
https://rutube.ru/video/925ca2840f8b94b301f91152ce2835bc/
Одобренная
Правительством концепция модернизации российского образования на период до 2010
г. содержит значительные «поля сходимости» с развитием ЕЕПВО. Целевой,
проблемный и тематический ракурсы концепции вполне совместимы с концепцией
развития ЕЕПВО. Это важный момент при разработке обновленной образовательной
политики. В-третьих, смена парадигмы экономического развития выражается в
становлении так называемой новой или информационной экономики, то есть
экономики, базирующейся на знаниях и информационных технологиях, а также в
глобализации хозяйственных (и иных общественных) процессов. «Новая экономика» и
глобализация, стирающая национальные границы конкуренции, объективно выдвигают в
качестве ключевого ресурса экономического роста и повышения благосостояния в той
или иной стране ее интеллектуально-образовательный
потенциал.
Система подготовки кадров приобретает в
этой связи стратегическое значение, становясь главным инструментом обеспечения
высокой конкурентоспособности. «Эрой образования» провозгласила ЮНЕСКО
«интеллектуальный», по ее же определению, XXI в. Образование, наука и культура
все более превращаются в сферу международной конкуренции и, вместе с тем,
сотрудничества. В современных условиях успешную карьеру может обеспечить только
такая система образования, которая учитывает процессы глобализации: выпускникам
вузов придется жить и работать в новом мире, в котором границы национальных
экономик и культур делаются все более условными. В обиход вошло новое понятие -
«глобализация образования», обозначающее наступление качественно нового этапа
международных отношений в данной сфере. Проблемы формирования ЕЕПВО комплексно
не изучались ни зарубежными, ни отечественными историками. Авторы, в основном,
делали упор на анализе отдельно взятых национальных образовательных систем, а
также общих тенденциях и противоречиях их развития. По этой причине исследование
процесса формирования ЕЕПВО до сих пор является нерешенным вопросом. Кроме того,
не выработаны единые подходы к изучению этой проблемы. Таким образом, проблемы
формирования ЕЕПВО второй половины XX - начала XXI вв. не освещены в
исторической литературе, что позволяет говорить об актуальности данной проблемы.
Объектом исследования является процесс углубления и расширения
западноевропейской интеграции в сфере образования. Предметом исследования
являются тенденции и специфика процесса формирования ЕЕПВО, выработка единой
образовательной политики и особенности ее осуществления, этапы формирования
ЕЕПВО, выделяемые на основе институционального критерия, содержательные
параметры и общие принципы функционирования ЕЕПВО. Хронологические рамки
исследования: вторая половина XX века - начало XXI века. Выбор хронологических
границ обусловлен предметом исследования -это время формирования ЕЕПВО (от
подписания Парижского договора (1951 г.) до наших
дней).
Избранный период дает возможность
исследовать динамику развития ЕЕПВО в результате деятельности различных
субъектов образовательной политики Западной Европы, а это в свою очередь
позволяет выявить качественные изменения, произошедшие в ЕЕПВО, а также
последствия этого процесса. Степень изученности проблемы Комплексных работ по
проблемам формирования ЕЕПВО пока не существует, исследования велись в отдельных
направлениях этого вопроса. Начальный этап научного изучения различных аспектов
формирования ЕЕПВО относится к 60-м гг. годам. Что касается зарубежной
историографии, то, к сожалению, объем научных исследований, как в отдельных
странах, так и в Европе в целом является далеко не достаточным.
Исследования
в области высшего образования в странах Западной Европы не имеют свойственной им
области изучения, что является причиной постоянной организационной слабости этих
исследований. Исследования высшего образования, начавшиеся в середине 60-х гг.,
концентрируются на анализе внешних факторов, оказывающих решающее влияние на
развитие высшего образования и его адаптацию к быстроизменяющимся политическим и
социально-экономическим условиям. В первые годы развития исследований высшего
образования делался упор на обеспечение управления структур в этой области
информацией, необходимой для централизованного планирования его развития и
рационального распределения финансовых ресурсов. С началом перехода от
элитарного к массовому высшему образованию и, как следствие появления бинарной
системы высшего образования, на первое место стали выходить проблемы управления
ВУЗами, их связи с промышленностью и государством, а также вопросы
финансирования. В процессе их дальнейшего развития сформировалось три главных
направления исследований: - исследования, направленные на научное обеспечение
разработки и принятия решений на уровне правительств; - исследования, проводимые
в целях обеспечения решения внутренних проблем и как форма профессионального
самовыражения.
Что касается
организационных форм исследований высшего образования, то в Западной Европе
число научно-исследовательских институтов высшего образования, финансируемых из
госбюджета, незначительно. Мало также подобных институтов и в университетах.
Значительное количество исследований высшего образования ведут ученые
самостоятельно в рамках тех или иных вузовских структур. До 90-х годов внимание
зарубежных ученых было сконцентрировано в основном на изучении отдельных
аспектов высшего образования. Исследования интеграционных процессов в сфере
высшего образования оставались в тени. Западные ученые работали над созданием
теоретических концепций и практических рекомендаций по ряду актуальных вопросов
высшего образования.
Проблема
экспансии в Россию Западной системы ценностей и формирование «массовой
культуры»
Проблемы
культуры в России. При всех тех положительных процессах, проходящих в нашей
стране, в обществе все равно набирают силу тенденции, негативно характеризующие
сегодняшнюю социокультурную ситуацию. Увеличивается разрыв между потенциалом
влияния культуры на общество и реально существующей способностью масс для его
освоения и использования в повседневной социокультурной практике. Сумасшедшие
темпы, динамизм общественной и культурной жизни вызвали значительное усложнение
структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и
искусственным окружением, которое выражается как в объективных показателях (в
количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей,
художественных образов, образцов поведения и взаимодействия), так и в
субъективной плоскости — в уровне психической и социальной напряженности,
которым сопровождается такого рода усложнение.
Наиболее
существенными проблемами, отражающими характер социокультурного окружения людей
и не имеющими пока эффективных средств решения, являются массовая неосвоенность
имеющихся в культуре нововведений, расхождения между запросами различных членов
общества и возможностями их удовлетворения, отсутствие технологических средств
обобщения и интегрирования нового социокультурного опыта. В социальной сфере все
более заметной становится тенденция социального расслоения по таким
социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность,
позиция, статус.
Одним из
источником социально-культурных и личностных проблем являются интенсивные
миграционные процессы, разрушающие культурную целостность поселений,
«выключающие» из процесса культурного саморазвития большие социальные группы,
активизирующие люмпенизацию рабочих и раскрестьянивание жителей сельской
местности. Социально-экономические преобразования, массовая миграция,
насильственная политика предыдущих десятилетий, направленная на преодоление
различий между городом и селом, разрушили традиционные формы связи и отношения
человека с социальной, природной и культурной средой, вызвали отчуждение
человека от земли, от жизни общества, от собственной судьбы.
Социально-культурный кризис в обществе усугубляется продолжающимся этническим
расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными
просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий
ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов,
их языка, традиций, исторической памяти.
Все более заметным становится
агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей,
стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности,
усиливается экстремизм в политической и общественной жизни. Но наиболее
существенные проблемы связаны с общим состоянием духовной жизни российского
общества. — Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской
культуры, возрастает опасность ее вестернизации, утрачивается
историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов.
Коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаев, традиций и
образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам. Следствием
массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится
стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и
разрушение культурной индивидуальности. — Снижаются показатели духовной жизни
общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями
культурного развития. В частности, многочисленные исследования фиксируют
очевидное падение уровня художественного вкуса (если в 1981 году достаточно
высокая художественная эрудиция отличала 36% горожан и 23% сельских жителей, то
сейчас, соответственно, 14 и 9%). Теряют популярность кино и музыка.
Падение
интереса к кино во многом объясняется разрушением существовавшей ранее системы
проката фильмов. Происходит резкое снижение роли телевидения в приобщении
населения к искусству. Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения
современное отечественное искусство. Снижение требовательности к художественному
уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной
литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический
вкус населения. — Происходит значительная переориентация общественного сознания
— с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия.
Исследование Российского Института искусствознания показало, что за последние
годы произошли существенные изменения в системе ценностных ориентаций: на шкале
ценностей населения заметна ориентация значительной части граждан России на
материальное благополучие как главную цель жизни. Если в начале 1980-х годов в
системе ценностных ориентаций и городских, и сельских жителей “лидировали” мысли
о счастливой семейной жизни, о желании иметь хороших, верных друзей и другие
гуманистические мотивы, а отсутствие материальных затруднений казалось
первоочередной заботой 41% людей в городах и 36% в селах, то сегодня о
материальном благополучии как самом главном говорит 70% горожан и 60% сельских
жителей. Во многом утеряны такие нравственные ценности как любовь к «малой
родине», взаимопомощь, милосердие.
По существу
культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной
консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к
состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е.
отсутствием норм поведения, лишением функциональности. Ценности и нормы,
составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры,
сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы. Снижение показателей духовной
жизни российского общества в какой-то мере происходит за счет изменения
общественного статуса гуманитарной интеллигенции, которая традиционно считалась
в обществе флагманом нравственного развития. Сегодня на передний план жизни
выдвинулись относительно слабо развитые в личностном отношении слои населения —
серые духовно личности. Если в начале 1980-х годов гуманитарная интеллигенция
составляла наиболее крупную часть духовной элиты, то сегодня она уступает
“естественникам” (медикам, биологам и т.п.). И это обусловлено не только
падением престижа гуманитарных профессий, но и более низким уровнем личностного
развития гуманитариев — последние отстают теперь от “естественников” по
важнейшим личностным потенциалам людей умственного труда — созидательному и
познавательному. Отказавшись от ценностей всестороннего развития личности и все
больше руководствуясь в жизни сугубо личными, эгоистическими мотивами,
демонстрируя повышенную общественную активность, эта часть общества сегодня
определяет ключевые вопросы политики, экономики, культуры. — Особую тревогу
вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры.
Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств
массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы
безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к
браку, семье. Растет разочарование в демократических идеалах и ценностях (50%
опрошенных не участвуют в выборах различных уровней), усиливается настроение
безнадежности, неверия в возможность решения социально-политических вопросов.
Несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной
жизни ведет к разрушению нравственных оснований, правовому беспределу. Если же
касаться специально культуры молодежи, то принято говорить, скорее, о молодежной
субкультуре, подчеркивая тем самым в молодежи определенную стадию развития
человека, который еще не дошел до высших образцов мировой культуры, а пытается
где открыто, а где подспудно внести в свою среду обитания нечто свое, не всегда
культуросообразное. Со временем это проходит, как и сама молодость, но всякое
поколение обязательно проходит этот этап субкультуры. Это не значит, что у
молодежи нет высоких культурных образцов классического типа. Как правило, в
юношеском возрасте происходит, говорим мы, переоценка ценностей. А за этой
фразой как раз стоит то обстоятельство, что молодой человек начинает соизмерять
имеющиеся у него образцы поведения, деятельности, мышления, чувствования и т.д.
со "взрослыми", или принятыми в мировой культуре. — На уровне государственной
политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и
смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурса духовного преображения России.
Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитии
массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый
компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа
гражданского общества и правового государства.
С одной стороны, рыночные принципы
организации культуры ослабляют управленческий диктат, подключают население
(потребителей) к участию в культурной политике, устраняют идеологическое
воздействие, расширяют возможности культурно-досуговых учреждений за счет новых
источников финансирования, позволяют увеличить фонд заработной платы и т.д. С
другой стороны, происходит коммерциализация культуры, вымывание бесплатных форм
культурно-досуговой деятельности, смещение приоритетов культуры с содержания
деятельности на извлечение прибыли. Художественное творчество, освободившись от
цензурного гнета, оказалось под гнетом экономическим. Глубокий кризис переживает
киноиндустрия. Видеорынок монополизирован пиратской индустрией. Как
подчеркивалось в документах третьего совещания министров культуры стран Европы,
коммерческая культурная продукция уже не воспринимается как носитель
нравственных и эстетических критериев, духовного или метафизического смысла, она
оказывает влияние на общественное и индивидуальное поведение прежде всего на
уровне потребления, опускаясь до уровня банальностей и
стереотипов.
Последствия этого процесса
коммерциализации, масштабы которого еще трудно предугадать, вызывает
озабоченность у деятелей культуры. Таким образом, наблюдаемая сегодня в обществе
тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды не уравновешивается
позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию
социально-культурной жизни, улучшение условий существования и качества
человеческой жизнедеятельности. В какой-то мере обозначенные выше проблемы
решаются в рамках Федеральных программ, разрабатываемых Министерством культуры
РФ.
В течение
ряда лет практически неизменными остаются основные направления и приоритеты
федеральной культурной политики, которые воплощаются путем организационной
поддержки и частичного финансирования таких программ как “Изучение, сохранение и
реставрация культурного наследия Российской Федерации”; “Формирование,
реставрация, сохранение и эффективное использование музейных фондов”;
“Возрождение и развитие традиционной художественной культуры, поддержка
самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности”;
“Поддержка молодых дарований в сфере культуры и искусства”; “Сохранение и
развитие национальных культур народов России, межнационального культурного
сотрудничества”. На 1996-1997 годы Министерством культуры РФ совместно с
Министерством социальной защиты населения были дополнительно приняты программы
“Дети-инвалиды и культура”; “Летний отдых детей”; “Дети Севера”; “Дети семей
беженцев и переселенцев”; “Дети и культура”; “Патриотическое воспитание
молодежи”; “Одаренные дети”. Однако в силу ряда причин, и прежде всего
экономического характера, эффективность реализации данных программ пока довольно
низкая. Не выполняются гарантированные “Основами законодательства о культуре”
нормативы финансирования отрасли, о чем свидетельствует повсеместное, обвальное
сокращение бюджетных ассигнований на культуру.
Резко
сокращается объем пополнения книжных фондов (в 3-4 раза по сравнению с прошлыми
годами) в условиях объективного роста библиотек как источника информации в
единственной возможности бесплатного самообразования. В силу крайне низкой
оснащенности библиотек современными технологическими средствами обработки,
хранения и передачи информации российской провинции недоступны огромные
информационные ресурсы страны и мира. Техническое обеспечение сохранности
архивных, музейных и библиотечных фондов находится в катастрофическом состоянии
— в реставрации сегодня нуждается от 30 до 70% музейных
фондов.
Идет массовая коммерциализация и
перепрофилирование учреждений культуры и досуга. Разрушается инфраструктура
издательской деятельности, культурно-досуговой сферы. Резко сократилось
количество учреждений, занимавшихся организацией досуга детей и подростков.
Многие театры, музеи, библиотеки, спортзалы находятся на грани исчезновения.
Сложившееся положение свидетельствует об отсутствии ресурсов и механизмов,
блокирующих негативные процессе в социокультурной сфере, обеспечивающих гарантии
охраны и использования культурно-исторического наследия, условий развития
профессионального и любительского художественного творчества, саморазвития
культурной жизни в целом. Есть и другая группа причин невысокой эффективности
государственной культурной политики — слабая проработанность Федеральных целевых
программ, которые лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности в
сфере культуры, их слишком абстрактный характер, не учитывающий специфику
конкретных регионов и территорий.
Дело в том, что в технологии
проектирования слишком абстрактная модель ситуации (и соответствующий радиус
проблем) оказывается не всегда оптимальной. Понимание общенациональных проблем —
это, скорее, тот общемировоззренческий контекст, который определяет позицию
проектировщика или субъекта управления. Главное в процессе формирования проекта
— изучив конкретное социокультурное пространство, где протекает
жизнедеятельность человека, понять те социально и личностно значимые проблемы,
которые, во-первых, отражают реальные и непосредственные условия
жизнедеятельности человека в социокультурной среде, во-вторых, связаны с
неоптимальным уровнем культурного развития личности. Заключение Итак,
рассмотренная нами тема – проблема культуры в России – чрезвычайно актуальна
сегодня. Несомненно, что культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни,
она организует ее и вытесняет инстинктивную
деятельность.
Следовательно, можно сказать, что
культура - цемент здания общественной жизни, и не только потому, что она
передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с
другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство
принадлежности к определенной группе. В нашей стране в ходе перестройки
экономических и социальных основ государства желание обрести определенность,
уверенность в завтрашнем дне вызвали возникновение новых социальных групп самых
разных направленностей – и в экономике, и в культуре, даже на бытовой
почве.
Возрастает желание подражать Западу,
исчезает духовная самобытность российской культуры, забывается история и
культура целых регионов, особенно на Севере и Кавказе. Эти проблемы невозможно
преодолеть, пока правительство и Президент больше заняты собственными
политическими амбициями, нежели нуждами населения. Особенность проблемы
положения культуры в том, что вложенные труд и средства дают результат не сразу,
а в течение нескольких лет, или даже десятков лет. Ведь и ухудшение ситуации
наступает не сразу – стоит вспомнить прошедшие с начала перестройки 15
лет.
Идеи
«поликультурности» и молодежные экстремистские
движения
В современных
условиях пореформенного экономического и социального развития России одной из
острейших социально-политических проблем становится распространение молодежного
экстремизма. Анализ данной проблемы показывает, что наиболее часто совершают
преступления молодые люди в возрасте 15-25 лет. Уровень преступности подростков
по оценкам специалистов, в 4 - 8 раз выше, чем показатели зарегистрированной
преступности. Следовательно, социальная значимость, мера общественной опасности
преступности подростков гораздо более высока, чем об этом можно судить по цифрам
статистики. Особое место в этом ряду занимает экстремистское поведение молодёжи,
представляющее собой особую форму активности молодых людей, которая выходит за
рамки общепринятых норм, типов, форм поведения и направленную на разрушение
социальной системы или какой-либо ее части, связанное с совершением действий
насильственного характера по социальным, национальным, религиозным и
политическим мотивам.
При этом
важно то, что такая активность является осознанной и имеет идеологическое
обоснование либо в форме стройной идеологической концепции (национализм, фашизм,
исламизм, и т. д.), либо в виде обрывочных символов, архетипов, лозунгов. Данное
обстоятельство ведет к росту неопределенности, разрушению каналов
воспроизводства общества. Все вышеописанное указывает на актуальность изучаемой
темы. Целью представленной работы является изучение связи между идеями
поликультурности и экстремистскими молодежными движениями.
Для
достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.Определить понятие экстремизма,
рассмотреть основные молодежные экстремистские движения.
2.Рассмотреть идеи поликультурности и их
влияние на появление молодежных экстремистских движений. Экстремизм (от фр.
extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в
особенности, мерам (обычно в политике).
Среди таких
мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение,
террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально
настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы,
переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют:
социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы
населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции,
преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для
некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на
ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство
охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном
экстремизме». Политический экстремизм – это движения или течения против
существующего конституционного строя. Как правило, национальный или религиозный
экстремизм является основанием для возникновения политического экстремизма.
Примером политического экстремизма является движение Национал – большевистской
партии, лидером которой является Эдуард Лимонов. На сегодняшний день экстремизм
является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Рост в
2009 г. количества преступлений экстремистского характера значительно увеличился
в сравнении с предыдущими двумя годами.
Так, по
данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ, в 2009 г. в Российской
Федерации зарегистрировано 548 преступлений экстремистской направленности, что
на 19% больше, чем в 2008 г. Наибольшее число подобных преступлений совершено в
Москве – 93 [7, с.6]. Актуальность проблемы экстремизма в молодёжной среде
определяется не только его опасностью для общественного порядка, но и тем, что
данное преступное явление имеет свойство перерастать в более серьёзные
преступления, такие как терроризм, убийство, причинение тяжких телесных
повреждений, массовые беспорядки
. Анализ
статистики свидетельствуют о существенном росте преступлений экстремистской
направленности. Так, в 2005 г. на территории Российской Федерации были
зарегистрированы 144 преступления экстремистской направленности, что на 16,9%
больше, чем в 2004 г. В 2006 г. только за 10 месяцев зарегистрировано 211
преступлений, из них раскрыто 115. Однако официальная статистика не отражает
реального положения дел в этой сфере. В последнее время наметившаяся в России
тенденция экстремизации массового сознания молодёжи провела к росту количества
неонацистских и националистических молодёжных движений. Вышеизложенные факты
актуализируют роль этнопсихологических знаний для учителя, работающего с
поликультурным составом учащихся для того, чтобы верно интерпретировать те или
иные особенности поведения учеников и осуществить правильный выбор действий в
создавшейся ситуации, избегая конфликтности, способствуя формированию
положительного отношения школьников или студентов к учебе, к преподавателю, друг
к другу.
Инновационная
деятельность – приоритетное направление в науке и
экономике.
В рыночных
условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются
инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при
потреблении. Они в конечном счете определяют рост дохода предпринимателей, а
также повышение стандартов уровня жизни населения. В современных условиях
инновации и инновационная деятельность приобретают все большее значение для
успешной финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организации,
становятся важным инструментом конкурентной борьбы и одним из основных
составляющих эффективной стратегии. Многие исследователи отмечают значительное
повышение роли «технологического» фактора для экономического развития. Уровень
развития инновационной сферы – науки, новых технологий, наукоемких отраслей,
инновационная активность компаний, участие в международной научно – технической
кооперации – формируют основу устойчивого экономического роста, являются
необходимым условием успешного участия страны в мировом разделении труда,
определяют перспективы и влияют на темп развития экономической сферы.
Ускоряющийся
научно – технический прогресс, дифференциация рынков, требовательность
потребителей товаров и услуг, появление новых конкурентов, особенно в условиях
глобализации мировой экономики, вынуждает фирмы быстро реагировать и
приспосабливаться к меняющейся внешней среде, разрабатывать инновационную
стратегию. Инновационная деятельность – сложная динамическая система,
охватывающая научные исследования, создание новых видов продукции,
совершенствование оборудования и предметов труда, технологических процессов и
форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники и
передового опыта; планирование и финансирование инновационных
проектов.