3. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.
Федеративное устройство России закреплено в Конституции
1993 года. Оно основывается на принципах государственной целостности, единства
системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов,
равноправия и самоопределения народов.
Конституция
России закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов
Федерации. В соответствии с Основным Законом государства в состав Российской
Федерации входит 89 субъектов, в том числе: 21 республика, 6 краев, 49 областей,
2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.
Исторически они появлялись и видоизменялись в разное время как внутренние
образования РСФСР (за исключением Тувы), что получало отражение в Конституциях
РСФСР 1937 и 1978 гг., а в последующем было оформлено Федеративным договором от
31 марта 1992 года (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами
власти суверенных республик в составе Российской Федерации). Количественное
изменение субъектов Федерации в последние годы связано с укрупнением некоторых
из них. Так, Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ с 1 декабря 2005
г. объединены в Пермский край, Камчатская область и Корякский автономный округ с
1 июля 2007 г. образуют Камчатский край, Красноярский край, Эвенкийский и
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округ 31 декабря 2007 г. создали новый
субъект, в апреле 2006 г. провели референдум об объединении Иркутская область и
Агинский Бурятский автономный округ.
Отношения центра и субъектов Федерации в России
поставлены на правовую основу. Конституцией разграничены предметы ведения и
полномочия каждого субъекта Федерации: определено, какие вопросы решают только
центральные органы правления (внешняя политика, оборона, федеральные
энергетические системы, транспорт, связь и др.), какие относятся к совместному
ведению Федерации и ее субъектов (природопользование, образование, культура,
здравоохранение и т.п.).
Регламентация прочих вопросов составляет
область исключительного ведения субъектов Федерации. По этим вопросам
региональные органы правления обладают всей полнотой государственной власти. При
принятии федерального закона по вопросам, не входящим в компетенцию центральных
органов правления, действуют нормативно-правовые акты субъекта Федерации.
В Конституции заложен принцип сохранения целостности
государства, который, однако, может сочетаться с правом наций на самоопределение
в Российской Федерации. Подчеркивается, что право одной нации на самоопределение
всегда ограничено правом другой нации, а право отдельной нации на
самоопределение ограничено правом всего многонационального народа на сохранение
целостного государства. Наряду с национальным, правовым и экономическим
регулированием отношений между субъектами и центром в пределах ведения
Российской Федерации и совместного ведения центральные органы исполнительной
власти субъектов Федерации образуют единую систему государственной
исполнительной власти в стране.
Таким образом, конституционные основы российского
федерализма создают предпосылки для совершенствования управления огромной
страной, упрочения государственности, территориальной и социальной целостности,
развития демократии посредством соблюдения прав и законных интересов различных
национальностей, обеспечения необходимого баланса экономических, политических,
этнических и социальных сторон общественной жизни.
Особенности российского
федерализма
В 1990-х гг. в российской политической практике серьезно
нарушались основы федеративного устройства. Так, например, из конституции
двадцати одной республики девятнадцать содержали положения, прямо противоречащие
Конституции Российской Федерации. Основные законы Татарстана, Башкортостана,
Якутии (Саха), Тувы, Ингушетии устанавливали конфедеративный тип связей между
республиками и центром. В конституции Республики Татарстан констатировалось, что
она - суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с
Российской Федерацией на основе договора о взаимном делегировании полномочий.
Конституции Якутии, Башкортостана, Тувы, Коми в одностороннем порядке
устанавливали право приостановления действия законов Российской Федерации, если
последние противоречат конституциям этих республик. Восемь республик относили к
своей компетенции порядок введения чрезвычайного положения на своей территории,
а Тува даже самостоятельно принимала решения по вопросам войны и мира. Кон-
ституции ряда республик (Коми, Башкортостана, Якутии) предусматривали
возможность самостоятельного проведения внешней политики, заключения
международных договоров и соглашений. Конституции Ингушетии, Якутии и Тувы
объявляли природные ресурсы, находящиеся на их территории, своей собственностью.
В результате описанных процессов в России сложилась специфическая федеративная
система, которой присущи следующие черты:
– смешанный
этнотерриториальный характер построения федерации, чреватый
этноконфликтами;
–
асимметричность масштабов федеральных единиц и, соответственно, неравный вес
голосов проживающего в них населения;
–
неравенство статусов субъектов федерации (различия между республиками и другими
субъектами, наличие субъектов федерации, входящих одновременно в состав других
субъектов);
– экономическая, социальная и политическая
дифференциация регионов, которые значительно отличаются друг от друга по
условиям жизни и труда граждан, по степени эффективности социальной
инфраструктуры, по удельному весу и роли демократических институтов и процедур,
по уровню политической активности и характеру политических предпочтений
электората;
– дотационность большинства субъектов федерации, а,
следовательно, их зависимость от субвенций федеральной
власти;
–
провинциальный централизм, т.е. воспроизводство (в ухудшенном варианте) на
региональном уровне существующих отношений центр -
регионы;
–
авторитаризм региональных элит, меньший, чем в центре, контроль за их
деятельностью со стороны гражданского общества и правовых
институтов;
–
неоправданно высокая роль субъективного фактора, когда личные качества главы
региона и его персональные связи в центре во многом определяют отношение
федеральных властей к региону и тем самым - социальное и экономическое положение
проживающих в нем граждан.
Учет перечисленных особенностей российского федерализма
представляет собой непременное условие позитивного решения проблем, связанных с
совершенствованием взаимоотношений центр - регионы в публичной сфере.
Для приведения в соответствие нормативно-правовых
документов субъектов Федерации Конституции России, законам и другим
государственным правовым актам была проведена большая работа Полномочными
представителями Президента Российской Федерации в Федеральных округах. Специфика
российского федерализма определяется также социокультурными особенностями
страны, историческим опытом взаимоотношений центра и регионов. Для российского
федерализма характерно соединение национально-государственного и
административно-территориального принципов построения системы правления. Это
связано с многонациональным составом населения страны, в которой проживает 160
этносов различной численности. Однако в отличие от других государств, в России
сложилась асимметричная форма федерализма: республики (государства) обладают
большим объемом прав, чем края, области, города и округа (территории) в их
взаимоотношениях с центром.
Под воздействием процесса суверенизации регионов авторы
Конституции России заложили в ней два классических положения: запрет на
односторонний выход субъекта Федерации из союзного государства и запрет на
одностороннее изменение статуса субъекта Федерации.
Уровень
самостоятельности субъектов Российской Федерации фактически определяется не их
конституционным статусом, а кругом полномочий и предметов ведения. Посредством
механизма распределения полномочий устанавливается степень и форма
децентрализации, учитывающие специфику того или иного региона. Отсюда
отличительная особенность российского федерализма - взаимное делегирование
полномочий. Смысл его состоит в том, что субъект Федерации передает свои
полномочия центру и наоборот. Благодаря этому Федерация создается как бы снизу
на основе договорных отношений. Поэтому российскую модель федерализма можно
назвать конституционно-договорной.
Для российского федерализма характерно соединение
национально- государственных и территориальных принципов формирования
федеративного государства. При таком подходе учитывается, что на протяжении
веков Россия была и остается полиэтническим государством, взаимодействием и даже
союзом более сотни народов. Согласно переписи населения 2002 года в России
проживают представители 160 национальностей.
На
формирование современного российского федерализма не могла не сказаться угроза
распада России, особенно реальная в 1991-1992 гг. Российская Федерация была
создана на тех же принципах, что и Союз ССР. Причины, приведшие к распаду СССР,
сказались на нарастании центробежных, сепаратистских тенденций внутри России. В
их основе лежало стремление самостоятельно распоряжаться своим экономическим
богатством, природными ресурсами, плодами своего труда, получить большую
свободу, уменьшить зависимость от центра.
Вслед за
всеми автономными республиками, осенью 1991 г. провозгласившими себя суверенными
государствами, заявили о повышении своего статуса - о преобразовании в
республики - большинство автономных областей. Края и области также начинали
открытую борьбу за расширение своих прав и полномочий, за равноправие с
республиками.
Первым серьезным шагом на пути сохранения единства
России стал Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года. в Кремле
большинством субъектов Российской Федерации. Он включил в себя три близких по
содержанию договора о разграничении полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами субъектов Федерации всех трех типов
(суверенных республик в составе Российской Федерации; краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга; автономных областей и автономных округов). Договор
носил компромиссный характер и явился результатом большой подготовительной
работы, начавшейся еще в 1990 г. Тем не менее, Федеральный договор закрепил
неравноправное положение краев и областей по сравнению с республиками и не смог
полностью нейтрализовать дезинтеграционные процессы в Российской Федерации.
В настоящее время реальный российский федерализм
представляет собой территориальную форму демократии, строгое разграничение
функций и собственности между федеральной и региональной властями, все большая
передача властных функций и средств для их выполнения из Центра в регионы вместе
с ответственностью за реализацию функций и использование
средств.
Демократизация общественной жизни в
России требует федерализации отношений между Центром и регионами. Федерализм -
это залог целостности государства, так как регионам незачем стремиться к
отделению от России, если им уже гарантировано самостоятельное развитие.
В России предстоит еще немало сделать, чтобы создать такое федеративное устройство, которое обеспечит действительную прочность и незыблемость единства и территориальной целостности страны.
Субъекты Российской Федерации: виды и количество.
Выделяют: 3 вида или 6 категорий. Виды: государство, территориально –
государственные образования, национально – государственные образования.
Категории: Республика, край, область, города федерального значения, автономная
область, автономный округ. Всего 89 субъектов. В состав РФ в качестве субъектов
входит 21 республика.
Конституционно – правовой статус республик:
1) Каждая республика имеет свою территорию.
2) -//- внутреннюю границу, отделяющую еѐ от других
субъектов.
3) Территория не может быть изменена без еѐ согласия.
4) -//- имеет свою конституционно – правовую
систему.
5) Представительные ораны республик пользуются правом
законодательной инициативы.
6) -//- имеет свою систему государственной власти.
7) Республики имеют постоянные представительства в
Москве при президенте РФ.
8) Наличие республиканской
собственности.
9)
Республики вправе устанавливать свои государственные
языки.
10) -//-
обладают международной собственностью.
11) Право
республик на государственную символику.
Также в состав субъектов РФ входит:
- 49 областей
- 6 краев
- 2 города федерального значения (Москва
и СПб)
- 1 автономная область
(Еврейская АО)
- 9 автономных
округов
Статус края, области, города федерального значения, авт. области и
авт. округа определятся Конституцией РФ и уставом данного субъекта, принимаемым
законодательным органом соответствующего субъекта РФ.
Статус
субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в
соответствии с федеральным конституционным законом.
Федеральные округа Российской Федерации были созданы в
соответствии с Указом президента России В. В. Путина № 849 «О полномочном
представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая
2000 года.. Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной
частью административно-территориального деления Российской Федерации и были
созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не
совпадали с их количеством и составом.
В момент их учреждения в 2000 было создано 7 федеральных
округов. Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало
выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа
на основании указа президента Д. А. Медведева 19 января 2010. Единственным
изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-
Кавказского округа в Южный 21 июня 2000 года.
По предложению президента Медведева (от июня 2011 года)
планируется создание Столичного федерального округа (границей которого
предполагается ЦКАД).
Почти все округа состоят преимущественно или только из
краѐв и областей. Единственным из округов, который почти полностью состоит из
национальных республик, является Северо-Кавказский округ.
В округах
определены города-центры, в которых размещаются их руководяще - координирующие
органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений
федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором
город-центр не является административным центром или крупнейшим городом своего
субъекта.
Полпред
Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и
работником администрации Президента.
Руководство округов главенствует над входящими субъектами, не имея конституционных полномочий, но имея соответствующие ведомственные (в федеральных ведомствах действуют управления по федеральным округам)
https://www.youtube.com/watch?v=1mJ9Z7k8kdY
Присоединение Крыма к
России
16 марта 2014 года в Крыму и
Севастополе состоялся референдум, по результатам которого около 97% избирателей
республики и 95,6% избирателей города проголосовали за воссоединение полуострова
с Россией. Спустя два дня, 18 марта, в Георгиевском зале Кремля был
подписан договор о включении Крыма и Севастополя в состав
РФ.
АиФ.ru подготовил хронику событий
«Крымской весны».
21 февраля
Около двух тысяч жителей Симферополя
объявляют у здания Верховного Совета Крыма начало бессрочной акции протеста
против ассоциации Украины с ЕС. Митингующие выступают за скорейший выход
автономии из-под юрисдикции Киева с последующим провозглашением
независимости.
22 февраля
На выездах из Севастополя начинают
действовать укреплённые блокпосты, организованные местными жителями для
поддержания порядка в городе. Эта мера вызвана слухами о том, что запрещённая в
России террористическая организация «Правый сектор» планирует с целью провокаций
перебросить на полуостров сотни украинских националистов, которые ранее
выступили в качестве ударной силы
23 февраля
Премьер-министр
Крыма Анатолий Могилёв выражает поддержку новым киевским властям,
заявив, что накануне Верховная Рада «имела все права проголосовать за
отставку Виктора
Януковича» с поста президента Украины.
«Верховная Рада Украины взяла на себя
ответственность за ситуацию в стране. Она принимает решения. Легитимность этих
решений пусть оценивают юристы, об этом можно долго спорить, но депутаты
принимают решения, и эти решения необходимо исполнять», — говорит
Могилёв.
В центре Севастополя в тот же день
проходят сразу несколько спонтанных митингов, протестующие выражают недоверие
как Могилёву, так и другим представителям крымской администрации. Сходы
заканчиваются избранием «народного мэра» города, им становится российский
предприниматель Алексей
Чалый. Депутат городского совета Севастополя и лидер партии
«Русский блок» Геннадий
Басов объявляет о
создании добровольческих отрядов самообороны, которые призваны «отстаивать
интересы» жителей полуострова.