3. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.
Организация
Объединѐнных Наций была создана 24
октября 1945 года. Союз Советских Социалистических Республик был одной из
стран-основателей организации и ее членом с момента учреждения
ООН.
Первым из
учреждений ООН на территории Российской Федерации начал работать Информационный
центр ООН, открывшийся в Москве в 1948 году. Большинство учреждений ООН, ныне
действующих в стране, открыли здесь свои представительства в начале 1990-х
годов.
В настоящее время более 15 структур ООН оказывают
содействие Правительству населению Российской Федерации в решение следующих
основных задач социально- экономического развития страны:
Основные направления деятельности ООН в
Российской Федерации Демография.
Демографическая ситуация в Российской Федерации по
прежнему вызывает беспокойство и может иметь негативные последствия для будущего
страны. Ожидаемая продолжительностью жизни при рождении у мужчин составляет лишь
58 лет (по данным 2006 года), а численность населения согласно прогнозам будет
продолжать сокращаться, несмотря на продолжающийся экономический рост.
Неблагоприятная демографическая ситуация является,
главным образом, результатом:
1.
высокого уровня смертности в
трудоспособных возрастах, вследствие, прежде всего, нездорового образа жизни
и неинфекционных заболеваний, растущей распространенности ВИЧ и самой высокой в
Европе смертности от туберкулеза;
2. низкого уровня рождаемости (общий
показатель рождаемости в 2006 году составил 1,34), который является частью
долгосрочной тенденции, характерной для большинства промышленно-развитых стран,
и усиленный переходными процессами.
Кроме того, миграция остается
вызовом для социальной политики и оказывает существенное, но пока еще
недостаточно изученное, влияние на основные демографические тенденции. Кривая
продолжительности жизни России на протяжении прошлого столетия показывает, что
воздействие соответствующих политических мер и инвестиций в здоровье и
безопасность населения, или их недостаток, часто имело воздействие, сопоставимое
с последствиями серьѐзных катастроф или войн. Следовательно, чрезвычайно важно
понять, что бездействие в отношении ключевых отрицательных факторов, влияющих на
демографическую ситуацию в России, сегодня может иметь огромные последствия для
будущих поколений. Важно, что демографические проблемы России являются или
прямым следствием или имеют прямую связь с проблемами, обозначенными в Целях
Развития Тысячелетия, и, в конечном счете, влияют на конкурентоспособность и
устойчивость экономики страны и общества. Важность и приоритетность проблем
народонаселения в национальной программе развития подтверждено принятой в
октябре 2007 года Концепцией демографического развития Российской Федерации.
Учитывая это, Агентства ООН в Российской Федерации
определили стратегическую поддержку национальным усилий по предотвращению
демографический кризиса как один из ключевых приоритетов для совместных
действий.
Здоровье
населения
В конце 2005 года Президент объявил о проведении
национальных приоритетных проектов в следующих областях: образование,
здравоохранение, строительство жилья, сельское хозяйство. Национальный проект
«Здоровье» призван улучшить состояние здоровья населения, повысить доступность и
качество медицинской помощи, укрепить первичное звено медицинской помощи,
способствовать профилактике и пропаганде здорового образа жизни, сделать
доступной высокотехнологичную медицинскую помощь. Основные направления
деятельности в рамках проекта: обучение и последипломное образование врачей
первичного звена, увеличение заработной платы участковых врачей и врачей скорой
помощи, укрепление материального оснащения поликлиник, дополнительные программы
иммунизации, диспансеризация работающего населения, внедрение новых методов
скрининга новорожденных, программы для беременных женщин, предупреждение и
лечение инфекции, вызванной ВИЧ, создание центров высокотехнологичной
медицинской помощи. Планируется, что в 2007 г расходы на проект «Здоровье»
составят 87,7 миллиарда рублей из федерального бюджета.
В
Российской Федерации наблюдается наиболее быстро растущая эпидемия ВИЧ в мире.
Число официально зарегистрированных ВИЧ-положительных лиц на 1 октября 2007
составило 396 524, что соответствует распространенности 262 случая на 100 000
населения. В наибольшей степени поражены молодые люди в возрасте 18 – 24 лет. В
настоящее время эпидемия ВИЧ в Российской Федерации сконцентрирована в среде
потребителей инъекционных наркотиков и лиц, практикующих незащищенный секс. Доля
ВИЧ-позитивных женщин возрастает, так же как и число случаев ВИЧ среди
беременных. Число зарегистрированных случаев туберкулеза удвоилось с 34,2 в 1990
г до 90,4 в 2000г на 100000 населения. Данный показатель стабилизировался на
83,8 в 2005. Уровень смертности от туберкулеза также значительно возрос,
достигнув 22 случаев на 100 000 в 2002 и остается высоким. Доля туберкулеза с
МЛУ возбудителя среди новых случаев заболевания среди населения возросла с 8,1%
в 2004 г до 9,5% в 2005 г. Ситуация по заболеваемости туберкулезом в
пенитенциарном секторе улучшается в последние годы.
Россия не
подписала Рамочную Конвенцию по борьбе против табака к июню 2004, но планирует
это сделать. Законодательное регулирование в отношении факторов риска ( табак,
алкоголь, ДТП, нерациональное питание) все еще недостаточно, чтобы разрешить
данные проблемы. Государственная Дума приняла меры по ограничению рекламы табака
и алкоголя и некоторые ограничения по продаже алкоголя. Но употребление табака и
алкогольных напитков остается высоким.Доля курящих мужчин составляет 60% и не
снижается. Среди женщин курят 25-30% и число курящих женщин возрастает. Алкоголь
и сигареты даже для лиц с низкими доходами остаются весьма
дешевыми.
Правительство создало Комиссию по
безопасности дорожного движения, в которую входят представители различных
департаментов, частного и неправительственного сектора. На первом заседании в
апреле 2006 был представлен Доклад по безопасности дорожного движения,
разработанный совместно Европейской Комиссией Министров транспорта, ВОЗ и
Всемирным Банком. МВД является ответственным исполнителем Государственной
программы безопасности дорожного движения, к исполнению которой в будущем будут
привлечены многие регионы. Основная причина ухудшения здоровья людей — кризис
системы здравоохранения, которая по-прежнему строится, главным образом, на
стационарных формах лечения, а не на амбулаторных и профилактических методах и
пропаганде здорового образа жизни. Кроме того, значительно сократились объемы
государственного финансирования, а неформальные сборы с пациентов в учреждениях
здравоохранения сужают доступ к медицинским услугам малообеспеченных слоев
населения.
Образование
Согласно Всемирному докладу по образованию 2006,
публикуемому ежегодно Институтом статистики ЮНЕСКО уровень грамотности в России
составляет 99%. Это связано, главным образом, с тем, что, благодаря усилиям
российского правительства, в стране сохраняется всеобщее начальное образование.
Однако в связи с экономическими и социальными проблемами в последние десятилетие
процент охвата населения средним образованием уменьшился.
По данным на 2006 год в России действуют более 60 тысяч
школ, в которых учится около 20 млн учеников, т.е. начальным и средним
образованием охвачено около 98% детей и подростков школьного возраста. При этом
в среднем на одного учителя приходится около 17 учеников. Традиционно в России
весьма популярным является получение высшего образования. В более чем 1000
учреждений высшего образования (университетах, академиях, институтах) обучается
более 8,5 млн студентов.
С 2006 года в стране реализуется Приоритетный
национальный проект «Образование», направленный на модернизацию системы
образования. В рамках проекта государство стимулирует внедрение инновационных
программ, поощряет лучших учителей и талантливую молодежь, содействует
распространению наиболее ярких образцов качественного образования. Проект также
способствует укреплению материально- технической базы образовательных
учреждений, в том числе через широкое внедрение информационно-коммуникационных
технологий, внедрению новых управленческих методик и механизмов финансирования.
Программы ЮНЕСКО, осуществляемые в стране в тесном
сотрудничестве с государственными органами и направленные на совершенствование
технологий и содержания образования, а также повышение качества образовательных
услуг, способствуют достижению стратегических целей, стоящих перед системой
образования в России. Совместная деятельность России и ее международных
партнеров в области образования, таким образом, способствует достижению как
целей программы Образование для Всех, так и Целей развития
тысячелетия.
Окружающая среда
В результате политической и экономической стабилизации
последних лет Российская экономика претерпевает устойчивый рост, что неминуемо
сказывается на возрастающей нагрузке на природные ресурсы и энергоносители.
Российская экономика остается в числе наиболее энергоемких в мире. Показатель
истинных сбережений России значительно уступает средним значениям в мире и в
Европе и сохраняет отрицательную динамику. Прогнозы объемов выбросов и сбросов
основных загрязняющих веществ показывают, что загрязненность воздуха в городах
по- прежнему останется серьезной проблемой. В тоже время негативные тенденции
наблюдаются и в долгосрочных прогнозных оценках загрязнения водного бассейна и
качества питьевой воды. Деградация земель и нарушение экосистем несут угрозу
безопасности и богатству будущих поколений. Кроме того, изменение климата влечет
появление новых угроз для здоровья населения и экономики, в особенности в
регионах российской Арктики и на юге России.
В 2002 году были приняты Экологическая Доктрина
Российской Федерации и Федеральный Закон об охране окружающей среды. Эти
документы являются свидетельством приверженности государства задачам охраны
окружающей среды. Энергетическая безопасность и продовольственная безопасность
широко признанные приоритеты России. Кроме того, Россия является участником
международных договоров и конвенций в области охраны окружающей среды. Чтобы
полностью реализовать свой огромный потенциал в области энергоэффективности и
снижения уровня загрязнения окружающей среды, России необходимо снять
экономические, структурные и институциональные барьеры, которые сегодня
отпугивают потенциальных инвесторов в этой сфере. Принимая во внимание стоящие
перед Россией задачи развития, существует неотложная необходимость интеграции
принципов экологически устойчивого развития в политические, экономические и
социальные приоритеты современной России.
Экономическое
развитие
Масштабы распространения бедности резко возросли в
период перехода к рынку. Наиболее уязвимыми группами населения являются дети в
возрасте 7-15 лет и женщины. Две основные причины бедности — резкий
экономический спад и сильная дифференциация доходов в переходный период. Разрыв
в доходах был отчасти обусловлен переходом от государственной зарплаты к доходам
от предпринимательской деятельности, которые, как правило, распределяются более
неравномерно. Доходы в форме заработной платы снизились в результате сокращения
рабочих мест и сокращения уровня оплаты. труда в государственном секторе.
Безработица членов семьи является еще одной существенной причиной бедности.
Несмотря на большие масштабы, бедность в России имеет в значительной степени
временный характер. Около 55 процентов бедных самостоятельно покидают эту
категорию в течение года. Из этого следует, что с экономическим ростом появится
реальная возможность в кратчайшие сроки сократить уровень бедности. Это
подтверждается данными независимых исследований о сокращении в России уровня
бедности за последние три года, обусловленные значительным экономическим ростом.
Программы социальной помощи и борьбы с бедностью должны быть нацелены, прежде
всего, на длительных бедных.
Несмотря на
то, что в России существуют обширные системы социальной помощи, включая пособия
по нетрудоспособности и безработице, пенсии, пособия семьям и детям, эти
социальные трансферты не смогли сдержать рост бедности. Произошло это по трем
причинам. Во-первых, ресурсы, направляемые на борьбу с бедностью, относительно
невелики, поскольку с падением уровня заработной платы сократились
соответственно и объемы обязательных взносов, выплачиваемых в систему
страхования социальных рисков, идущие на социальные выплаты (пенсии и пособия по
безработице). Во-вторых, многие программы социальных трансфертов, унаследованные
с советских времен (дотируемые цены на продовольственные товары, квартплату и
коммунальные услуги, гарантированное трудоустройство), не соответствуют условиям
рыночной экономики. В третьих, система льгот отдельным категориям граждан не
гарантирует, что их получат именно бедные - не все в этих категориях являются
бедными.
Отношения между Россией
и НАТО были установлены в 1991 году. Россия присоединилась к Совету
североатлантического сотрудничества (с 1997 года - Совет евроатлантического
партнерства). В 1994 году Россия начала участвовать в программе Партнерство ради
мира.
28 мая 2002 года на
авиабазе «Пратика ди Мааре» под Римом (Италия) главы государств и правительств
стран -- членов НАТО и Российской Федерации подписали Римскую декларацию
«Отношения Россия -- НАТО: новое качество», официально учредив Совет Россия --
НАТО. Новая структура заменила Совместный Постоянный Совет Россия -- НАТО,
образованный в 1997 году в соответствии с Основополагающим актом о взаимных
отношениях, сотрудничестве и безопасности. Новый орган призван вывести отношения
между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора на
качественно более высокий уровень, обеспечив более эффективный, чем прежде,
«механизм для консультаций, выработки консенсуса, сотрудничества, совместных
решений и совместных действий России и государств -- членов НАТО по широкому
спектру вопросов безопасности в евроатлантическом
регионе».
Наряду с форумами, на
которых принимаются важные решения перспективного, стратегического плана (таких,
как саммиты в Риме или в Праге), за последнее время прошел целый ряд мероприятий
не столь масштабных, характер которых однако позволил более детально
проанализировать те или иные аспекты взаимоотношений России и НАТО. К таким
мероприятиям относятся научные и научно-практические конференции, проведенные в
том числе и по линии Министерства обороны Российской Федерации. Так, 4 февраля
2002 г. в Риме и 9 декабря 2002 г. в Москве под председательством министра
обороны Российской Федерации и Генерального секретаря НАТО состоялись совместные
конференции Совета Россия -- НАТО на тему «Роль военных в борьбе с
терроризмом».
Итоги конференций
свидетельствуют о высоком уровне взаимопонимания, имеющемся, между их
участниками. Российские военные и представители НАТО совместными усилиями
выработали целый пакет конкретных предложений, направленных на развитие
взаимодействия между нами в области борьбы с
терроризмом.
Оценивая позитивные или
негативные тенденции в наших отношениях нельзя обойти вопрос дальнейшего
расширения блока и связанную с этим обстоятельством проблему его дальнейшей
трансформации. Россия выразила свое отношение к происходящему процессу, которое
можно охарактеризовать как
«спокойно-отрицательное».
Очевидно, что
расширение НАТО на восток осуществляется в рамках военно-политического курса на
глобализацию функций альянса и закрепление за ним роли ведущей
военно-политической силы не только в Европе, но и во всем мире. Уже первый этап
расширения НАТО, в результате которого в альянс были приняты Венгрия, Польша и
Чехия, означал ломку того миропорядка, который сложился после окончания Второй
мировой войны.
Саму логику расширения
НАТО трудно воспринимать иначе, как стремление добиться дальнейшего ослабления
позиций и роли России в международных делах. Продвижение военных структур блока
к российским границам -- это очевидный и ничем не оправданный рецидив «холодной
войны», какими бы аргументами оно ни обосновывалось. Очередное расширение
Североатлантического союза за счет новых членов негативно сказалось на
геополитическом и геостратегическом положении России, а это заставляет нас
думать о мерах парирования этих действительно «новых»
угроз.
Экспансия НАТО на
восток, увеличение военной мощи альянса объективно ведут к образованию новых
разделительных линий в Европе, деформации системы европейской безопасности.
Чтобы избежать такого положения, Россия в свое время предлагала вариант так
называемого «отложенного решения», при котором вступление стран Балтии могло бы
быть отнесено на более поздний срок и синхронизировано по времени с реальным,
качественным и необратимым улучшением отношений между НАТО и
Россией.
Однако руководство
альянса, главы государств-кандидатов проигнорировали озабоченность российской
стороны. Теперь можно констатировать, что «линии напряжения» стали ближе к нам,
и их отрицательное влияние на систему международных отношений безусловно еще
проявится в будущем.
При всей очевидности
позитивного изменения характера наших отношений нельзя забывать, что система
военного противостояния, сложившаяся в годы «холодной войны», еще не
демонтирована полностью, так как до сих пор большая часть военной мощи блока
НАТО, направленной прежде против Варшавского договора и СССР, теперь по праву
преемственности ориентирована против России. То же можно сказать и о военной
силе Российской Федерации, по-прежнему предназначенной преимущественно на
военное сдерживание блока НАТО.
У нас, безусловно, есть
потенциал для взаимодействия в новых геополитических условиях, объективно есть
набор необходимых элементов для такого взаимодействия. Позитивные изменения в
международной обстановке позволили свести к минимуму вероятность развязывания
крупномасштабной войны между главными субъектами международных отношений, вместе
с тем пока сохраняется реальная угроза обострения существующих или возникновения
новых военных конфликтов различного масштаба и интенсивности, способных
негативно повлиять как на международную безопасность, так и на наши отношения.
Пожалуй, будет правильным, если члены Совета Россия -- НАТО на основе
накопленного опыта практического взаимодействия будут настойчиво работать над
расширением «поля совпадающих интересов», увеличением конкретных областей
сотрудничества. При этом позитивная эволюция российско-натовских отношений
зависит не столько от количественного увеличения мероприятий по тем или иным
направлениям взаимодействия, сколько от качественного изменения самого
содержания этих отношений.