Рабочая программа дисциплины - ЭУМК по Информатике - UNREGISTERED VERSION

Перейти к контенту

Главное меню:

Рабочая программа дисциплины

Содержание ЭУМК









Рабочая программа учебной дисциплины

Информатика
Специальность 09.02.07 Информационные  системы  и  программирование








2018 г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» разработана  по специальности среднего профессионального образования  09.02.07 Информационные системы и программирование.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Информатика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).


Организация - разработчик: ГБПОУ «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина»

Разработчик:
Савченко Марина Васильевна, преподаватель информатики высшей квалификационной категории ГБПОУ «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина»


Рассмотрена, утверждена и рекомендована к применению предметно-цикловой комиссией преподавателей естественно-математических дисциплин
Протокол № __  от «__» ____________ 20__г.

Рассмотрена, утверждена и рекомендована к применению на заседании методического совета ГБПОУ «Суражский педагогический колледж им.А.С. Пушкина»
Протокол № 1 от «__» _________ 201_ г.


Содержание

    1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
    2. Структура и содержание учебной дисциплины
    3. Условия реализации программы дисциплины
    4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Общеобразовательная учебная дисциплина «Информатика» является учебным предметом обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС СОО.
Учебная дисциплина является общей профильной учебной дисциплиной.

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код

Умения

Знания

ОК 1.

Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном
контексте. Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части. Правильно определить и найти информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы. Составить план действия, Определить необходимые ресурсы. Владеть актуальными методами работы  в профессиональной и смежных сферах. Реализовать составленный план. Оценить результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).

Актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить.
Основные источники информации и ресурсов для решения задач и
проблем в профессиональном и/или социальном контексте.
Актуальные стандарты выполнения работ в профессиональной и
смежных областях. Актуальные методы работы в профессиональной и смежных
сферах.

ОК 1.

Определять задачи поиска информации. Определять необходимые источники информации. Планировать процесс поиска. Структурировать получаемую информацию.

Выделять наиболее значимое в перечне информации.
Оценивать практическую значимость

результатов поиска. Оформлять результаты поиска.

Номенклатура информационных
источников, применяемых в
профессиональной деятельности.
Приемы структурирования

информации. Формат оформления результатов
поиска информации.

ОК 4.

Организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности.

Психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности.

ОК 5.

Грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе.

Особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений.

ОК 9.

Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение.

Современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы.

Правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности.

ПК 4.2

Измерять и анализировать эксплуатационные характеристики качества программного обеспечения.

Основные методы и средства эффективного анализа функционирования программного обеспечения.
Основные принципы контроля конфигурации и поддержки целостности конфигурации ПО.

ПК 5.2

Осуществлять математическую и информационную постановку задач по обработке информации.
Использовать алгоритмы обработки информации для различных приложений.

Основные платформы для создания, исполнения и управления информационной системой.
Национальную и международную систему стандартизации и сертификации и систему обеспечения качества продукции, методы контроля качества.
Сервисно - ориентированные архитектуры.
Важность рассмотрения всех возможных вариантов и получения наилучшего решения на основе анализа и интересов клиента.
Методы и средства проектирования информационных систем.
Основные понятия системного анализа.

ПК 6.4

Применять документацию систем качества.
Применять основные правила и документы системы сертификации РФ.
Методы обеспечения и контроля качества ИС в соответствии со стандартами.

Характеристики и атрибуты качества ИС.
Политику безопасности в современных информационных системах.

    Результаты освоения учебной дисциплины
  Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;

  • осознание своего места в информационном обществе;

  • готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

  • умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;

  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;

  • умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;

  • готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;

     метапредметных:

  • умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;

  • использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

  • использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;

  • использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;

  • умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;

  • умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;

     предметных:

  • сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;

  • владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;

  • использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;

  • владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;

  • владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;

  • сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;

  • сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

  • владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;

  • сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

  • понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;

  • применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.

     Количество часов на освоение программы дисциплины:
- учебной нагрузки студента во взаимодействии с преподавателем 100 часов, в том числе:
- 100 часов обязательной учебной нагрузки студента,
- самостоятельной работы студента
0 часов.

1.3.3. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Ознакомление с ролью информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО.

Информационная деятельность человека

Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Изучение основных этапов развития информационного общества. Этапов развития технических средств и информационных ресурсов.

Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

Рассмотрение правовых норм, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

Информация и информационные процессы

Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

Ознакомление с примерами измерения информации. Изучение информационных объектов различных видов, универсальности дискретного (цифрового) представления информации.

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

Ознакомление с основными информационными процессами и их реализацией с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.

Изучение принципов обработки информации при помощи компьютера. Знакомство с арифметическими и логическими основами работы компьютера. Описание алгоритмов.

Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях.  Определение объемов  различных носителей  информации. Архив информации.

Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем.
Учет объемов файлов при их хранении, передаче. Запись информации на компакт-диски различных видов. Организация информации на компакт-диске с интерактивным меню.

Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.

Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности.

Средства информационных и коммуникационных технологий

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

Примеры  использования  внешних  устройств,  подключаемых  к  компьютеру,  в учебных целях. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. Изучение комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.

Объединение компьютеров в локальную сеть.

Ознакомление с объединением компьютеров в локальную сеть.  Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.

Применение программ защиты информации.
Изучение эксплуатационных требований к компьютерному рабочему месту.

Технологии создания и преобразования информационных объектов

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий). Понятие Гипертекстовое представление информации.

Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.

Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий. Использование средств графического представления статистических данных  (деловая графика). Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики.

Представление об организации баз данных и системах управления ими.
Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев,
книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.
Организация баз данных.
Заполнение полей баз данных.  
Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных.

Представление о программных средах компьютерной графики,  мультимедийных средах.

Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами
компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий. Использование презентационного оборудования.

Телекоммуникационные технологии

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

Ознакомление с понятием - браузер.
Примеры работы с интернет - магазином, интернет-СМИ, интернет - турагентством,
Интернет - библиотекой и пр.

Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы.

Описание и характеристика поисковых систем.
Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, файловых структурах, базах данных, сети Интернет. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации.

Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

Описание и характеристика модема.
Решение задач на единицы измерения скорости передачи данных.
Характеристика электронной почты и формирование адресной книги.

Методы и средства создания и сопровождения сайта.

Описание и характеристика методов и средств создания и сопровождения новостной ленты, сайта электронного журнала или интернет - газеты (на примере раздела сайта образовательной организации).

Возможности сетевого  программного  обеспечения  для  организации личной и  коллективной деятельности в  глобальных  и  локальных  компьютерных  сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.

Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети
профессиональной образовательной организации СПО.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

- учебной нагрузки студента во взаимодействии с преподавателем 100 часов, в том числе:
- 100 часов обязательной учебной нагрузки студента,
- самостоятельной работы студента
0 часов.


2. Структура и содержание учебной дисциплины


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

1. Занятия во взаимодействии с преподавателем

100

в том числе:

     лабораторные  работы

0

     практические занятия

32

     контрольные работы

0

     курсовая работа (проект)

0

     Итоговая аттестация в форме                                   экзамена                                                                    

2. Самостоятельная работа

0

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»



3. Условия реализации программы дисциплины

3.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета Операционных систем и сред.

Оборудование учебных и рабочих мест кабинета: компьютеры, локальная сеть, выход в глобальную сеть, комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:  экран  ScreenMedia 183X244;персональные компьютеры AMDAthlon(tm) 64x2 Dual.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: компьютеры AMDAthlon(tm) 64x2 Dual.
Программное обеспечение: Microsoft WindowsXP Professional. Операционная оболочка TotalCommander 7.0. MSWord.

3.2.  Информационное обеспечение обучения

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники (печатные издания):
1. Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред.М. С. Цветковой. - М., 2014.
2. Великович Л. С., Цветкова М. С. Программирование для начинающих: учеб. издание. - М., 2011.
3. Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А. Залогова - М., 2011.
4. Логинов М.Д., Логинова Т.А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. - М., 2010.
5. Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. М. С. Цветковой. - М., 2013
6. Мельников В. П., Клейменов С. А., Петраков А. В. Информационная безопасность: учеб. пособие / под ред. С. А. Клейменова. - М., 2013
7. Назаров С. В., Широков А. И. Современные операционные системы: учеб. пособие. - М., 2011.
8. Новожилов Е. О., Новожилов О. П. Компьютерные сети: учебник. - М., 2013.

Дополнительные источники

1.Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. - М., 2013.
2. Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014
3. Цветкова М. С., Хлобыстова И. Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно - научного и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
4. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: электронный учеб. - метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015.

Интернет - ресурсы

1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - ФЦИОР).
2. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
3. www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
4. www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).
5. http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
6.www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
7. www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).
8. www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
9. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).


Темы проектов

  • Создание базы данных библиотеки.

  • Создание базы данных классификатора.

  • Простейшая информационно-поисковая система.

  • Сортировка массива.

  • Рост и  вес среднестатистического учащегося.

  • Тест по предметам.

  • Статистика труда.

  • Графическое представление процесса.

  • Профилактика ПК.

  • Инструкция по технике безопасности и санитарным нормам.

  • АРМ специалиста.

  • Прайс-лист.

  • Оргтехника и профессия.

  • Мой «рабочий стол» на компьютере.

  • Электронная библиотека.

  • Лаборант ПК, работа с программным обеспечением.

  • Реферат.

  • Электронная тетрадь.

  • Журнальная статья.

  • Вернисаж работ на компьютере.

  • Электронная доска объявлений.

  • Ярмарка профессий.

  • Композитор.

  • Звуковая запись.

  • Музыкальная открытка.

  • Диаграмма информационных составляющих.

  • Плакат-схема.

  • «Эскиз и чертеж» (САПР).

  • Обработка результатов эксперимента.

  • Статистический отчет.

  • Расчет заработной платы.

  • Бухгалтерские программы.

  • Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж.

  • Урок в дистанционном обучении.

  • Дистанционный тест, экзамен.

  • Резюме «Ищу работу».


4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

  Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, подготовки сообщений.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Критерии оценки

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения

Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко.
«Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
«Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки.
«Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.

Оценивание преподавателем отчета по практической работе.

Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

Оценивание преподавателем отчета по практической работе.

Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

Оценивание преподавателем отчета по практической работе.

Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

Оценивание преподавателем отчета по практической работе.

Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

Оценивание преподавателем отчета по практической работе.

Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

Оценивание преподавателем отчета по практической работе.

Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

Оценивание преподавателем отчета по практической работе.

Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

Оценивание преподавателем отчета по практической работе.

Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации.

Оценивание преподавателем отчета по практической работе.

Знания

Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

Тестирование, экзамен.

Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

Тестирование, экзамен.

Назначение и функции операционных систем.

Тестирование, экзамен.

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню